«Телевизор какую-то ... боюсь, как бы не выругаться матом, просто, показывает!» — возмутился премьер-министр Михаил Фрадков на заседании правительства в четверг. Вместо этого, по его мнению, стоило бы рассказывать зрителям о переменах к лучшему в жизни страны.
На эту мысль премьера навело подведение итогов ставшего уже ежегодным конкурса «Самый благоустроенный город России». Первое место в 2006 году среди городов — административных центров получил Хабаровск. Из городов с населением от 100 тысяч человек лучшим признали Стерлитамак. Среди небольших городов и поселков городского типа первое место занял г. Видное Московской области. «Там действительно хорошие города, и в Хабаровске, между прочим, очень многое сделано. Красивый город! Почему бы это не показать?! — не унимался Фрадков. — Телевизор надо на это настраивать. У нас много вариантов все это опубликовать, но телевизор молчит об этом!».
«Люди хотят увидеть в центральном телевидении себя, и картинку нужно менять!» — дал указание премьер.
Идею популяризации городов-победителей члены правительства поддержали. Глава Минэкономразвития Герман Греф предложил провести их презентацию в рамках Сочинского инвестиционного форума, который откроется 20 сентября. «Также можно проводить выездное заседание правительства с вручением этой штуки», — заявил он, пояснив, что в этом случае города будут бороться не только за денежную премию, но и за право провести у себя заседание. Правда, что министр имел в виду под «штукой», он не пояснил.
Но председатель правительства настаивал на использовании именно телевидения. Поэтому от рассуждений премьер перешел к прямым указаниям и обратился к представителям телевидения с просьбой предоставить эфирное время для рекламы регионов. Однако один из неопознанных экспертов, присутствовавших на заседании, предостерег, что могут появиться нестыковки с законом. «В соответствии с действующим законодательством каналы проводят собственную телевизионную политику», — заметил голос из зала.
«Но можно внести подобные предложения», — тут же поправился смельчак.
«Внесите, поднапрягитесь и внесите», — потребовал Фрадков. И сразу пригрозил тем, кто не напряжется. По словам премьера, необходимо проследить, «кто не пускает, кто частоту зажимает и почему из глубинки сигналы не доходят».
Министры попытались успокоить премьера. Например, министр регионального развития Владимир Яковлев сказал, что «мы вывешиваем в интернете всю необходимую информацию». Но премьер настаивал на необходимости улучшить именно телевещание. Тогда Яковлев раскрыл секрет: «У нас средств на информационные сообщения нет». Правда, он не пояснил, зачем нужны деньги — на социальную рекламу или на непосредственную оплату работы тележурналистов. На что Михаил Фрадков заявил: «У нас есть общероссийские каналы». В результате бездействия телевизионщиков правительство, по мнению премьера, «не знает, что в Смоленске делается, кроме наркотиков». Напомним, что социально-экономическое развитие именно Смоленской области правительство обсуждало в четверг первым вопросом.
Видимо, не найдя единодушной поддержки среди министров, премьер решил привлечь надзорные органы: «Борис Антонович Боярсков (глава Россвязьохранкультуры. — «Газета.Ru») здесь? Нет его? А Минкультуры здесь? Хорошо. Надо бы сделать регионы предметом гласности и внимания общественности, если там действительно есть хорошие города».
Реакция телевизионщиков наглядно продемонстрировала характер их взаимоотношений с властью. Опрошенные «Газетой.Ru» телеканалы немедленно подтвердили свою готовность подчиниться указаниям Фрадкова, подчеркнув, что они и без напоминания помнят про регионы. На «Первом» канале нам сообщили, что в информационных выпусках региональным событиям уделяется большое внимание и что программа «Время» — это, прежде всего, новости о стране, а не о столице. Кроме того, и развлекательное телевидение «Первого» построено на внимании к регионам.
«К примеру, в проекте «Минута славы» мы собираем таланты со всей России, выступлению каждого участника предшествует сюжет с рассказом о человеке и городе, из которого он приехал», — рассказали в пресс-службе «Первого» канала.
«После каждого выпуска «Вестей» у нас регулярно идет прямое включение из одного из российских регионов с анонсами местных новостей. Кроме того, в каждом выпуске «Вестей» обязательно присутствуют региональные новости», — заявила пресс-служба канала «Россия». В новостях на канале НТВ правительственный обозреватель Владимир Кондратьев сообщил, что «телеканал НТВ собирался показать сюжет о победителе этого конкурса — Хабаровске — и без всяких денег».
Желание правительства вернуть позитивные новости понятно — приближаются выборы. «Тема благоустройства городов стала информационным поводом для прямолинейной и не слишком сбалансированной работы правительства со СМИ. Накануне выборов правительство заинтересовано в максимально позитивном освещении своей деятельности», — считает начальник аналитического отдела Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов. «Как свидетельствует электоральная статистика, абсолютное большинство российских избирателей живет в городах. А нам предстоят парламентские и президентские выборы, которым необходимо информационное сопровождение. Если бравурная риторика предвыборной кампании «Единой России» будет противоречить информационному фону, то у избирателей возникнет диссонанс», — объясняет заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Реакция телеканалов не удивляет политологов.
«У нас слово «цензура» никто не будет говорить. Это — часть правил игры, которые никто не оспаривает. Если в 90-е годы это вызвало бы скандал, то теперь воспринимается спокойно. Не думаю, что это вызовет общественный резонанс», — говорит Макаркин.
Действительно, в теленовостях позитива уже больше, чем в жизни. Если оптимистичных сюжетов станет еще больше, это будет напоминать зрителям картинку из новостей советского времени. «Правительство заинтересовано в балансе позитива и негатива. Население раздражает не только сплошная «чернуха», но и сверхоптимизм. Если каналы, особенно перед выборами, заполнят оптимизмом все информационное пространство, это может привести к внутреннему раздражению», — отмечает Макаркин. «Но вряд ли это скажется на ближайших выборах, эффект проявится в длительной перспективе и приведет скорее к снижению доверия к электронным СМИ», — добавляет Макаркин. «Эффект может быть двойственный. С одной стороны, исключительно позитивный новостной фон может успокоить страсти. Но, с другой стороны, может возникнуть риск в плане явки избирателей», — предупреждает Шатилов.