Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Молодежь на Кавказе воспитывается слишком воинственно»

Режиссер Кантемир Балагов рассказал «Газете.Ru» о фильме «Теснота»

В прокат выходит фильм «Теснота» Кантемира Балагова, который получил престижный приз ФИПРЕССИ в Каннах. Перед выходом картины выпускника режиссерской мастерской Александра Сокурова «Газета.Ru» поговорила с Балаговым о проблемах Северного Кавказа и особенностях работы в проекте, который представляется самым ярким российским кинодебютом последних лет.

Весной «Теснота» попала в параллельный конкурс Каннского кинофестиваля «Особый взгляд», где получила приз ФИПРЕССИ, а уже летом российская премьера с успехом прошла на фестивале «Кинотавр». Еще недавно сложно было представить, что история еврейской девушки, пытающейся вызволить похищенного кабардинцами брата в Нальчике 90-х, станет столь ярким кинособытием.

Автор фильма — 26-летний кабардинец Кантемир Балагов, ученик мастерской Александра Сокурова, открытой им шесть лет назад в Кабардино-Балкарском университете, — уже стал героем прессы и объявлен одной из главных надежд российского кино. Перед выходом фильма в прокат «Газета.Ru» встретилась с режиссером.

Кабардинцев никто не знает

— «Теснота» начинается с представляющего вас титра от первого лица. Почему он был необходим? «Теснота» же не совсем документальная история, а титр заявляет ее именно так.

— Смысл был не совсем такой. Документален в моем фильме только факт похищения — и некоторые семейные коллизии. В целом же это, конечно, авторский вымысел. Титр был нужен для контекста. Чтобы зритель понял, откуда вообще на экране взялись Нальчик, кабардинцы — чтобы дать понять, что это среда, в которой я родился.

В России не всем понятно, кто такие кабардинцы.

С другой стороны, мне было важно дать понять, что я буду максимально откровенен и готов к диалогу со зрителем.

— А когда и как у вас вообще возник этот сюжет?

— Отец рассказал мне эту историю году в 2014-м, мне она показалась очень кинематографичной. Я стал расспрашивать представителей еврейской диаспоры, много ли было подобных похищений, были ли летальные исходы.

Смертей, кстати, не было: по сути, это была форма бизнеса, людей всегда выкупали — по крайней мере, у нас, в Нальчике.

В итоге я пришел к моему соавтору Антону Ярушу, и мы стали прорабатывать сценарий.

— Насколько сюжет с похищением еврейского юноши специфичен? Такая история могла произойти, допустим, с балкарцем?

— Да, конечно. Воровали и кабардинцев, и балкарцев, но это происходило уже в тот период, когда евреев в Нальчике практически не осталось.

— А сейчас какая ситуация? Евреев совсем не осталось?

— Ну, остались, конечно. Есть синагога, есть небольшая диаспора, но она намного меньше, чем в девяностых. Недавно я был на фестивале в Мюнхене и с удивлением обнаружил, что там очень много уроженцев Нальчика — и кабардинцев, и евреев. Там всем было несладко. Да и сейчас люди уезжают.

— Вы же тоже уехали?

— Я живу в Петербурге. В Нальчике невозможно заниматься кинематографом, там нет людей, которые в этом заинтересованы. Если ты хочешь чем-то заниматься, надо уезжать.

О мастерской Сокурова

— Мастерская Сокурова, которую вы окончили, в результате так и не дала никакого толчка для развития кино в КБР?

— Нет. Были какие-то обещания, но дальше дело не пошло.

— А как это вообще происходило? Было вообще у людей ощущение большого события от приезда Сокурова?

— В республике никто не понимает, кто такой Сокуров и как нам повезло, что такой мастер приехал сюда, чтобы заниматься нашим образованием.

Конечно, есть люди, которые знают, кто такой Александр Николаевич, и они возмущены тем, что никаких движений в сторону развития кино у нас так и не происходит… Понятно, что создание киностудии — это большие деньги, но мне кажется, что если захотеть, то все можно сделать. Было бы желание.

— В одном из интервью вы говорили, что «Теснота» — это российский фильм. Что вы вкладываете в это слово?

— Многие считают, что я снял так называемое региональное кино, а я полагаю, что оно российское — я вырос в этой стране, в ее культуре. Ко многим частям России люди относятся как к каким-то далеким провинциям, жизнь которых их не касается. Поэтому и нет поддержки, среди прочего. Насколько я знаю, Сокуров тоже очень расстроен из-за того, что эту ситуацию не удалось изменить, и больше мастерских открывать нигде не планирует.

— Послушайте, но из Москвы как раз его мастерская воспринималась как большое событие. Почему он не собирается продолжать?

— Он очень надеялся, что мастерская будет существовать и после выпуска. Надеялся, что возникнет творческое объединение, которое будет формировать культуру настоящего времени в этих регионах — Нальчике, Дагестане, Чечне. Но в любом творческом коллективе есть какой-то дух соперничества — не знаю, здоровый или нет. Во время учебы мы, конечно, друг другу помогали, но теперь все немного разбрелись в разные стороны.

— Расскажите про ваших однокурсников. Вы говорили, что пытались снимать собственный веб-сериал, но не знали, кто такой Сокуров, когда шли в мастерскую, а с ними как было?

— Насколько я знаю, они тоже не знали, к кому идут учиться. Некоторые думали, что режиссура — это просто хороший вариант высшего образования. Конечно, в процессе обучения они поняли, куда и к кому они попали. Абитуриенты и выпускники — это два принципиально разных типа людей.

— Можете описать это различие?

— Они, конечно, повзрослели. Это связано не с возрастом, а с программой, которая включала литературу, психологию, драматургию. Люди, с которыми нам посчастливилось общаться на протяжении этих лет, совершенно меняют жизнь и сознание.

— С которым жить в Нальчике уже невозможно.

— (Смеется.) Да я и со старым не очень мог. На самом деле я уже собирался уезжать, но остался из-за учебы. В Нальчике ничего не делается для молодежи. На Кавказе ведь есть повышенное уважение к старшим — и отчасти это правильно. Но с другой стороны,

к молодежи вообще никто не прислушивается. Это вызывает стагнацию.

Старшее поколение живет прошлым, обращено взглядом туда и никак не может и не пытается даже понять настоящее. Наверное, это может измениться только со сменой поколений.

Теснота и традиции

— Я был в Кабардино-Балкарии восемь лет назад и впервые столкнулся с ситуацией кавказских республик, созданных Сталиным, в которых у народов были исторические трения.

— Отношения между кабардинцами и балкарцами, конечно, уже не такие натянутые, но сложности все равно есть. Недавно ученик Сокурова Владимир Битоков снимал в Приэльбрусье свой фильм «Глубокие реки» — на кабардинском языке. Там преимущественно живут балкарцы, которые были возмущены: мол, где кабардинский язык, а где Приэльбрусье. В основном эти конфликты провоцируют, опять же, представители старшего поколения и молодые, которые воспитаны слишком традиционно. Вообще, у нас по человеку всегда видно, если в семье сильны традиции. Традиции безумно важны, но всему должна быть своя мера.

— Вы видите какой-то выход из этой ситуации?

— Его очень хочется найти, но пока я его не вижу. Молодежь на Кавказе всегда воспитывается очень воинственно. Есть уверенность в том, что мужчина должен обязательно быть воспитан в спартанских условиях — с детства, грубо говоря, идти на борьбу и т.д. Такое воспитание чревато ожесточением сердца и души, от которого идут многие проблемы.

Люди боятся и стесняются проявить свои светлые чувства. Надо, чтобы люди перестали этого бояться, тогда, может быть, что-то изменится.

Пока там все очень замкнуто.

— Об этом же как раз ваш фильм — начиная с названия. Но помимо сюжета и обстоятельств у вас там поразительно организовано пространство. Герои постоянно протискиваются, пробираются через препятствия. Как вы это придумали и реализовали чисто технически?

— Во время учебы я был очень озабочен формой, она была для меня важнее содержания. В какой-то момент Александр Николаевич поставил меня на место, сказав, что

время формы давно прошло — ничего нового не придумать. Форма всегда должна зависеть от содержания, а не наоборот.

Когда мы писали сценарий, слова «теснота», конечно, не было, его предложил мой соавтор. Когда история до конца сложилась, я понял, что это слово очень подходит. Для меня это фильм о том, что бывает, когда внутреннее пространство заполнено только собой, а для другого человека там места нет. В первую очередь это про внутреннюю тесноту. Когда я начал готовиться к съемкам, быстро понял, что фильм будет в формате 4:3, а в кадре должно быть ощущение нехватки пространства. Второй или третий слой фильма — это теснота территориальная — много национальностей на одной местности, я понимал, что героям должно быть физически тесно, и этот дискомфорт должен передаваться зрителям.

— Есть ощущение, как будто это сделано по очень подробной раскадровке.

— На самом деле я не умею рисовать раскадровки. Когда я писал режиссерский сценарий, то в общих чертах набрасывал действие и мизансцены. А дальше мы поехали искать локации и, когда нашли, сняли pre-shoot — то есть полностью фильм со статистами. От начала до конца. Исходя из этого я вносил правки в режиссерский сценарий. Это очень помогло. Одно дело — раскадровки, а другое — когда ты имеешь дело с реальной локацией, под которую надо подстроиться. Съемочной группе тоже было удобно — никто не метался по площадке, пытаясь понять, что делать (улыбается). Кроме того, у нас было всего 24 съемочных дня, надо было работать дико быстро.

— У вас там еще потрясающая эротическая сцена — с какого дубля вы ее сняли?

— Про эту сцену я сразу понимал, что она должна быть снята на общем плане одним дублем. Сокуров говорил нам, что трагедия всегда статична — тогда она производит должный эффект. Актеры очень переживали, даже выпили для храбрости. В итоге мы сняли сцену с одного дубля, но они попросили у меня сначала посмотреть, что получилось, а потом переснять. Второй дубль был настолько неудачным, что я вообще запретил актерам смотреть отснятый материал (смеется).

— Александр Николаевич как-то помог, чтобы фильм состоялся?

— Я сначала поехал в Москву, но не нашел поддержки — продюсеры не видели коммерческого потенциала. К Александру Николаевичу я сразу не обратился, потому что он в тот момент еще работал над «Софичкой» (фильм выпускницы мастерской Сокурова Киры Коваленко. — «Газета.Ru»). В начале 2016 года он согласился мне помочь, но мы, кажется, пропустили питчинг Минкульта, пришлось искать деньги своими силами. Помогла копродукция с «Ленфильмом».

Кавказские девяностые

— «Теснота» при этом очень точно попадает в тренд на осмысление девяностых. Что для вас значит это время?

— В первую очередь, конечно, мое детство — время, когда я был особенно счастлив. Я ловлю себя на том, что постоянно возвращаюсь в те годы. У Хамдамова в «Мешке без дна» я услышал, что

детство — это время бессмертия, очень точно.

У каждого человека есть отрезок жизни, в который он возвращается на протяжении жизни. Люди тогда, кажется, были другими. Те, кого я любил, сегодня стареют, слабеют, за этим тяжело наблюдать. В 90-е, в общем, все было вроде бы порадостнее, хотя я понимаю, что это особенности детского восприятия. Время для страны было непростое.

— Весь тот кошмар, о котором рассказывается в вашем фильме, как-то ощущался?

— Мне было семь лет, и я помню, как по Первому каналу показывали репортажи из Чечни. Потом я увидел фильм «Чистилище». Я помню эти настроения, помню, как было страшно, что все это перекинется к нам — особенно во время выпусков новостей. Плюс был весь этот «снафф» — то есть сцены казней — мы смотрели их подростками.

— Сцена, в которой герои смотрят кассету со сценой казни, вызвала больше всего обсуждений — и это понятно. Я слышал, в частности, мнение, что включать эту запись в фильм было нельзя, потому что ее могут увидеть родственники погибших.

— Мне кажется, если бы я воспевал то, что делали преступники, это было бы справедливо, но это нисколько не так. Просто все эти темы чудовищно плохо отрефлексированы в кино.

Вообще, Северный Кавказ в российском кино отрефлексирован плохо.

Об этом, по-моему, обязательно надо говорить, пытаться понять, что произошло и может ли это повториться. Я ни в коем случае не хотел обидеть родственников погибших солдат… Понимаете, я это монтировал, мне надо было смотреть эту пленку не раз и не два. Это было очень тяжело, и мне до сих пор тяжело на это смотреть. Более того, я понимал, что это спорный момент, который, среди прочего, отвлечет внимание от фильма. Но он был необходим для того, чтобы зрители понимали, где живут мои герои.

Маленькие трагедии

— До учебы у Сокурова вашим любимым режиссером был Тарантино, а теперь вы сняли фактически трагедию. Как произошел этот переход?

— Несмотря на любовь к Тарантино, я всегда смотрел и любил фильмы, связанные с человеческой трагедией, — раннего Иньярриту, например. Обучение в мастерской просто обострило это чувство. Мне кажется, что самые страшные вещи происходят внутри тебя, и ужас еще и в том, насколько эти события незначительны в масштабах мира. Пока мне это очень близко — проблемы маленьких людей (улыбается). И еще центральной фигурой пока хочется видеть женщину.

— Ну, они действительно часто интереснее мужчин — особенно сейчас.

— Да, мне тоже так кажется. И потом, когда женщина начинает действовать, совершать поступки, это всегда неожиданно, непредсказуемо. За этим очень интересно наблюдать. С другой стороны, справедливости ради, Сокуров говорил, что мужской характер раскрыть труднее, чем женский, так что, возможно, я просто иду по легкому пути.

— Ваш второй фильм тоже будет про женщину — возвращающуюся с Великой Отечественной войны. В каком состоянии этот проект сейчас?

— Мы закончили заявку и приступаем к сценарию. Всегда очень сложно выстроить структуру. Я считаю, что фильм должен медленно набирать обороты в первой половине и со всей силы обрушиваться на зрителя во второй. Выстраивание драматургии всегда занимает очень много времени.

— В этой истории будет что-то про Кавказ?

— Нет, наоборот, я хочу сейчас отойти от этой темы — не хочется быть режиссером, снимающим только про Кавказ.

— После Канн будете работать с зарубежными продюсерами?

— Да, мы говорили на фестивале, я в общих чертах пересказал сюжет — может быть, не придется надеяться на государственные деньги, у меня все-таки не совсем патриотическая кино вроде того, которое сейчас снимают. Это частная история, частная трагедия.

— Есть желание теперь сделать большой, масштабный фильм? Хочется поработать с большим бюджетом?

— Я всегда иду от истории. Мне недавно прислали голливудский сценарий — без всяких обещаний, просто почитать. Это такая история в духе «Рестлера» Аронофски, я понимал, что тут можно сделать большой голливудский фильм, но отказался: не мой сюжет, не трогает.

А если не трогает, это всегда видно на экране.

— Ну и последний вопрос. Это интервью — одно из, кажется, нескольких десятков, которые вы дали всего-то за пару месяцев. Есть ощущение, что ваша жизнь изменилась кардинально и неотвратимо? Чувствуете себя звездой?

— Да нет, я не чувствую себя знаменитостью. Я понимаю, что все это не постоянная величина — фильм пройдет в прокате, и только время покажет, нужен ли он людям и есть ли в нем какая-то художественная ценность. С другой стороны,

я понимаю, что без Александра Николаевича Сокурова «Теснота», возможно, вообще не попала бы в Канны.

Дело не в протекции, а в том, что он просто обратил внимание на фильм, который могли не заметить. Я очень многим ему в этом смысле обязан. И вообще, такой мастер — это настоящая стена, защита. С другой стороны, тот поворот, о котором вы говорите, я ощутил, когда картину взяли в «Особый взгляд». Тут я понял, что выбранный мной путь оказался правильным. Как сказал на днях мой брат, если у человека есть цель, он ее обязательно добьется. Мне кажется, это правда.

Новости и материалы
В парламенте РФ назвали «никчемными болтунами» членов ПАСЕ
«Работают и ночью»: жители Абатского под Тюменью помогают укреплять дамбу, чтобы избежать паводка
В Италии заявили, что страна может обойтись без российского газа
Макрон готов обсудить использование французских ядерных боеголовок для защиты ЕС
ЦАХАЛ нанес новый удар по позициям «Хезболлы»
Сергей Соседов ответил на обвинения, что морит себя голодом
«Динамо» сравнили с осетриной второй свежести
Человек в камуфляже прострелил бедро и палец прохожему в Ленобласти
В торговом центре в Турции произошел конфликт с применением оружия
Журналисты подтвердили существование Samsung Galaxy Z Fold 6 Ultra
Названа причина отмены визита Эрдогана в США
Сын Вячеслава Зайцева снова попал в больницу
Башкирский самокатчик нокаутировал мужчину, угрожавшим соседям отверткой
Замглавы миграционной службы Омской области арестовали по делу о взятке
Россиян предупредили о мошенничестве в дачный сезон
Синоптик сообщил о «дождливом максимуме» в Москве 27 апреля
Рианна вышла в свет в платье с глубоким декольте
В России вновь заработал TikTok
Все новости