Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Дым русского апокалипсиса

На ММКФ показали новый фильм Владимира Хотиненко «Наследники»

Ярослав Забалуев 25.06.2015, 16:57
Режиссер Владимир Хотиненко Валерий Матыцин/ТАСС
Режиссер Владимир Хотиненко

На ММКФ прошел специальный показ нового фильма Владимира Хотиненко «Наследники» — попытки в жанре ток-шоу рассказать о современном обществе и Сергии Радонежском.

В эфире федерального канала начинается выпуск ток-шоу «Наследники», посвященного 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского. В студии — патриот, историк, чиновник, поп-дива, молодая женщина врач и священник, которого вообще-то на программу никто не звал. В одном из перерывов молодой и энергичный ведущий узнает, что передачу закрывают, и решает пойти ва-банк — вывести на чистую воду всех, до кого сможет дотянуться, утопив для пущего устрашения студию в дыме из программы «Русский апокалипсис».

Новый фильм Владимира Хотиненко появился довольно неожиданно — о работе над ним почти ничего не было известно, да и сделаны «Наследники» были быстро — чуть больше, чем за год. Впрочем, за время разработки проекта он претерпел определенные изменения. В частности, если первоначально в фокусе сюжета должен был оказаться один из главных русских святых, то на выходе верх взяла достоевско-бахтинская полифония, очевидно, вдохновившая режиссера в процессе работы над сериалом «Бесы».

Есть у «Наследников» и еще один родственник по прямой, сравнений с которым режиссеру никак не избежать, — это, конечно, «12» Никиты Михалкова.

Композиционно фильм Хотиненко выстроен крайне схожим образом — замкнутое пространство, разговорная трагикомедия, узнаваемые типажи. Однако здесь не хватает самого главного — михалковской лихости и, конечно, его самого в кадре. Там, где президент ММКФ выходит на первый план и принимает удар на себя, Хотиненко отходит подальше, предлагая героям-функциям выяснить отношения самостоятельно, без участия постановщика. В такие моменты «Наследники» напоминают не энергичное ток-шоу, а случайно попавший в эфир неудачный дубль — гости запинаются, не могут совладать с собой, ведущий чудачит с прикрепленной к авторучке веб-камерой…

Кадр из фильма «Наследники». Фотография: ММКФ ММКФ
Кадр из фильма «Наследники». Фотография: ММКФ

Хотиненко уверяет, что не смог бы снять фильм, если бы уже несколько лет не вел собственное ток-шоу «Смотрим… Обсуждаем…» на канале «Культура». Эта работа, объясняет режиссер, помогла ему почувствовать механику, узнать кухню телевизионных программ. В «Наследниках» это выразилось в перебивках основного действия показом режиссеров программы, которые обсуждают происходящее в студии и очень хотят выпить. Что же касается достоверности, то поверить в то, что «Наследники» могли бы выходить на каком-нибудь федеральном канале, довольно трудно. Да, в ток-шоу действительно есть специальные люди, показывающие зрителям в студии в нужный момент табличку «Аплодисменты», но делается это исходя из внутреннего ритма программы, а не когда вздумается.

Да, там есть гости и спецэффекты, но все это работает и выглядит принципиально иначе. Например, зрительские трибуны обычно не погружены в такую темноту.

Все эти проблемы понятны и объяснимы. «Наследники», как это часто бывает с программными заявлениями, это не кино, а приглашение к разговору, где слово дано лишь одному человеку, который зачем-то каждые пять минут переодевается в новый костюм. При этом ни одну из линий авторы не доводят до конца, каждого героя ждет более или менее открытый финал. Ждет он и зрителя, ожидавшего социальной критики, рассказа об отце Сергии, энергичной игры известных артистов — чего угодно, но не зарисовки на тему того, что народ у нас нынче как-то не очень.