На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Путешествие из Петербурга в Петербург

В Музее Москвы открылась выставка «Другая столица»

В Музее Москвы открылась выставка «Другая столица», на которой с помощью произведений современных петербургских художников пытаются преодолеть региональный комплекс.

Не так давно питерское искусство ограничивалось парой-тройкой титанов, за спинами которых сложно разглядеть кого-то еще: неоакадемиками во главе с Тимуром Новиковым, которые в полушутливом тоне транслировали классические образцы («Они — о, боже! — до сих пор рисуют картины»), и юродствующими «братушками и сестренками» из группы «Митьки».

Петербуржцы представлялись хулиганами с классическим образованием, художниками-люмпенами, рок-н-ролльщиками, в пьяном угаре творящими свой миф.

Их работа во многом держалась на смутной неприязни к ни в чем не знающей меры столице.

На выставке в Музее Москвы от системного просвещения московских варваров решили отказаться, равно как и от идеи показывать в столице всё питерское искусство разом. Кураторы Евгения Кикодзе и Олеся Туркина сделали выставку без Тимура Новикова, Владислава Мамышева-Монро и сменившего их на постаменте Ивана Плюща, к которому прилипло клише «главный молодой художник из Петербурга».

Вместо них здесь показывают почти семьдесят авторов в диапазоне от «митька» Владимира Шинкарева до вышедшей из винзаводовского проекта «Старт» Вероники Рудьевой-Рязанцевой и ее бытовых видеоинсталляций.

Идея бросить, наконец, определение петербургского искусства через его былые заслуги не нова. Скажем, год назад масштабные смотрины питерцев в Москве прошли в галерее «Культпроект»: на фестивале «Невидимая граница» по кирпичикам выстроили визуальную энциклопедию петербургского искусства от 1980-х до сегодняшнего дня из девяти выставок. Чуть раньше борьбу с питерским изоляционизмом начал Марат Гельман: он выставлял преимущественно группу «Новые тупые», которая продолжала митьковскую линию, выросшее из нее движение PARAZIT+ и другие их отростки.

Появление выставки «Другая столица» в Москве — это своего рода ребрендинг питерского искусства, перетасовка имеющихся товаров.

Единственная связующая линия тянется здесь от «Митьков» и их игры в валенки с ватниками — через буффонаду и нарочитое деграданство «Новых тупых» — к сегодняшним «паразитам». То есть от наив-арта Александра Флоренского с его «любимыми картинами» — неуклюже перерисованными Гойей, Рубенсом, Тицианом — к автору пиксельных мозаик Ивану Тузову.

Идея свести всех показанных на выставке художников к одному лишь местному колориту кажется насилием со стороны кураторов. Петербургскую академическую выправку в соседстве с андеграундными жестами демонстрирует Андрей Рудьев (он представлен гигантскими виниловыми пластинками-холстами), отсутствие переусложненных концептов — видеоновелла о девушке в коммунальной ванной Виктории Илюшкиной и Майи Поповой, заигрывание с классикой — полотно на тему балета «Лебединая верность» Дмитрия Шорина.

Выпадает из этой схемы разве что поэт Павел Арсеньев, который визуализирует слово — иногда довольно топорными методами, развешивая здоровые буквы на бельевые веревки, иногда тонко и изящно, фиксируя на видео рождение стихов из заштрихованных чужих текстов. Такая логоцентричность вызывает в памяти «словарные» акции и инсталляции московских концептуалистов, например графическую поэзию Пригова. По словам кураторов,

архитектура выставки, с ее закутками, выстроенными в ряд кабинами для видеоарта и вразнобой расставленными стендами, имитирует петербургский городской ландшафт.

Правда, муляж проспектов и дворов-колодцев в пространстве бывших провиантских складов в определенный момент начинается казаться насмешкой над зрителем: без путеводителя не выберешься. Из одного угла доносятся религиозные песнопения — там в черной кабинке на пяти экранах воспроизводят одну и ту же поющую голову, которая сама собой образует хор (десятиминутное видео Дмитрия Лурье и Беате Петерсен). С другой стороны гремят бодрые речи и зонги группы «Что делать», снявшей фильм-оперу «Башня» о строительстве «Охта-центра» — архитектурного недоразумения посреди Петербурга, в облике которого художники разглядели идеологическое послание.

Будучи собраны вместе, эти образцы полулокального искусства напоминают чересчур прогрессивный краеведческий музей. Хотя на самом деле выглядят как квартирная выставка, перенесенная в музейный зал, где из-под лавок выглядывают смятые пластмассовые стаканчики с остатками вина. Они, вероятно, стали частью экспозиции сразу после торжественного открытия.

Новости и материалы
В России объяснили ускорение инфляции
Пропавшую четыре года назад кошку случайно нашли в местном приюте
Путин призвал не допускать избыточной нагрузки на бизнес
Путин отметил важность возвращения женщины на работу после рождения ребенка
Отец учительницы, обвиняемой в совращении детей, высказался о слухах о психбольнице
Офтальмолог назвал возможную причину кровавого глаза Макрона
Легенда ЦСКА похвалил клуб за расставание с игроком
В Краснодаре родители избили тракториста, засыпавшего детскую горку
Трамп заявил об энергетическом коллапсе в Европе
Путин потребовал как можно быстрее запустить систему выплаты единого пособия для семей
Россиянин пил энергетики вместо воды и попал в больницу с инсультом
Трамп уточнил информацию о встрече с Зеленским в Давосе
Президент Финляндии заявил о способности Европы себя защитить
Тарзан раскрыл отношение к продавцам масок со своим лицом
Трамп анонсировал удары по наземным целям наркоторговцев
Украинцам посоветовали согреваться вибраторами во время отключения отопления
В Белгороде объявили эвакуацию жителей после обнаружения воронки от боеприпаса
Трамп рассказал о просьбе Си Цзиньпина по коронавирусу
Все новости
Как перестать работать по пятницам так, чтобы вас не уволили. Есть один способ
Теперь вы знаете
Всех впускать, никого не выпускать. Как понять, что у вас беда с личными границами
Теперь вы знаете