Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Первый на Луне

Впервые в России поставлена опера Гайдна «Лунный мир»

Премьера комической оперы Гайдна «Лунный мир» прошла в Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского. Одна из двадцати дошедших до нас опер австрийского композитора никогда раньше в России не ставилась.

Иосифа Гайдна обычно знают как автора многочисленных симфоний и квартетов и удивляются, узнав, что оперы занимали в его творчестве довольно значительное место. А великий композитор создавал и зингшпили, и серьезные оперы-сериа, и комические оперы-буффа, даже вокальные спектакли для кукольного театра. Для Гайдна сочинение очередной оперы было рутинной работой по заказам богатейших австро-венгерских князей Эстерхази, в замке которых он прожил большую часть жизни. Такого рода вещи, как правило, сочинялись «по случаю»: опера-буффа, к примеру, для человека XVIII века была таким же немудреным развлечением, как для сегодняшнего жителя — комикс.

Вот и «Лунный мир» Гайдн написал к торжествам по случаю свадьбы второго сына князя Эстерхази, а ее премьера состоялась в 1777 году.

Гайдн взял за основу популярное среди итальянских композиторов либретто Карло Гольдони, который опирался на итальянскую же комедию дель арте и постановки ярмарочных театров, пародийно высмеивающие серьезный интерес эпохи барокко к Луне и тому неведомому, что могло скрываться за светящимся в ночи фасадом спутника Земли. Впрочем, история, рассказанная Гольдони, похожа на немудреный беззлобный анекдот, в котором Луна — лишь повод для традиционной оперной ситуации: вредный «предок» не дает соединиться влюбленным «потомкам», но с помощью хитроумных помощников, не брезгующих плутнями, все решается к удовольствию молодежи.

Расклад такой: есть богатый купец Буонафеде, разрывающийся между страстью к наживе и любовью к астрономии.

Есть две его дочки – Клариче и Фламиния, которым отец прочит богатых женихов, а не тех молодцов, которых дочки выбрали сами. Женихи же – парни не промах. Один из них прикидывается астрологом и придумывает, как обратить себе на пользу купеческое хобби: сквозь подзорную трубу он показывает будущему тестю якобы существующую жизнь на Луне.

Цель интриги — выбить из Буонафеде согласие на свадьбу с большим приданым.

Наивный купец верит вруну и тогда, когда жених опаивает мечтателя «волшебным» эликсиром (обыкновенное снотворное), якобы позволяющим тому оказаться на ночном светиле. Долгое засыпание с пением представляется Буонафеде космическим полетом, иноземный мир, устроенный обманщиками в саду, встречает проснувшегося купца в лице Лунного императора со свитой, роль которого играет слуга Чекко. Очарованный путешествием («теперь я лунатик!») и пением дочерей о колдовстве лунной ночи, взволнованный и размякший, папаша уже не удивляется, что все домочадцы тоже здесь оказались.

Согласие на свадьбы выбито, обман, конечно, раскрывается, но уже поздно.

Поскольку заказ композитору был сугубо приватным, дальше свадьбы в княжеском имении музыка не пошла. «Лунный мир» был забыт на полтора столетия, и часть партитуры позднее вошла в одну из гайдновских симфоний. При всплеске интереса к аутентичному исполнению, случившемся в XX веке, о забавном опусе не могли не вспомнить. «Лунный мир» уже ставили не раз, среди новейших постановок оперы – исторически точная музыкальная версия знаменитого дирижера Николауса Арнонкура и спектакль в нью-йоркском планетарии, где поработать над иноземной темой было особенно эффектно.

Московский проект не имеет ничего общего с музыкальным аутентизмом, и, следуя заветам Покровского, требующего, чтобы зритель с лету вникал в слово, в ней поют по-русски.

Постановочная команда вообще задалась целью как-то осовременить прошлое. Либреттист и переводчик Юрий Димитрин значительно сократил объемные речитативы, немного изменил сюжет, превратив главного героя из очумелого дурачка в неуемного мечтателя и вовсю используя выражения типа «интеллигентно» и «тихой сапой». К счастью, сохранены все музыкальные номера. К счастью, потому, что арии и ансамбли Гайдна хочется слушать и слушать.

Притом что оркестр Камерного театра не лучший в мире, дирижер Владимир Агронский – не Арнонкур, а с колоратурами исполнители расправляются по-своему легко: кто и как может, тот так и поет.

Зрелищу, сделанному по столь гротескной истории, не хватает режиссерского гротеска. Тем не менее смотреть и слушать это не скучно, а отсутствие скуки – главное достоинство опер такого рода, по своей сути призванных разгонять это докучливое чувство.

Режиссер Ольга Иванова и сценограф Виктор Герасименко наполнили сцену пластиком и прочей яркой синтетикой. «Император Луны» носит корону-ежик из радиоантенн. Платья с намеками на XVIII век укорочены до мини-юбок.

Мужские костюмы напоминают одежду с показов «от кутюр» какого-нибудь прикольного дизайнера вроде Андрея Бартенева.

Купец-астроном с тугой мошной покрыт серебряной и золотой чешуей в виде монеток. Половину первого акта он сидит в прозрачном цилиндре, из которого и общается с окружающими: то ли личная обсерватория, то ли символ «башни из слоновой кости», в которую, как известно, залезают, чтобы помыслить вдали от толпы.

На «Луне» прибывших встречает табличка с надписью «Welcome to the Moon», а купцу-астронавту подносят хлеб-соль и два флажка — российский и американский.

Среди прочего реквизита активно используется купеческий чемодан, из которого жадные наследницы извлекают отцовское завещание и, пользуясь папашиным сонным «полетом на Луну», нахально вписывают в бумагу (типичным предметом XVIII века – шариковой ручкой) свои имена. Есть крутящиеся барные стулья и стремянка, по которой герои лазают туда-сюда в минуты душевных волнений. Самая забавная деталь оформления — громадный черный «кожаный» глаз с длинными ресницами, моргающий на заднике, это тоже знак — глазастости астронома-наблюдателя.

Туда, в недра всевидящего ока, в финале уходит Буонафеде, пристроив дочерей и любимую экономку, отданную замуж за слугу.

И именно из этого вселенского глаза героя неудержимо манит к себе зов Луны — красивая серебристая инопланетянка. Она уводит в «мир, где нет печали», а оставшиеся на Земле потомки, добившиеся любви и денег, весело поют финальный секстет. «Каждому свое счастье в личном будущем» — такова мораль Гольдони и Гайдна. Не самое плохое напутствие на Новый год.

Новости и материалы
Премьер Грузии отреагировал на украинские санкции
В НАТО изменили конечную цель поставок вооружений на Украину
Глава ВТБ отверг слухи о возможной заморозке вкладов
Крымский мост решили перекрыть
Бывшая жена Венсана Касселя выложила фото в крошечном бикини
Российские пловцы получили нейтральный статус для выступления на чемпионате мира
Старые карьеры оказались убежищами для диких пчел, выяснили ученые
Лавров назвал аннулирование визы Захаровой «надругательством»
Папа Римский получил свой первый электромобиль
Подросток ответит в суде за обман трех воронежских пенсионерок
Дело об убийстве журналиста в Донецке рассмотрят в закрытом режиме
Американцев призвали пользоваться шифрованием
Воробей о состоянии дочери после тяжелой операции: «На моих глазах тазик наполнялся кровью»
Российские войска вошли в Сухие Ялы и Константинопольское в ДНР
Гражданин Грузии заочно признан виновным за участие в конфликте на стороне ВСУ
Полковник ФСБ рассказал о нервных срывах у бойцов СВО
Блогерша-миллионница потеряла деньги из-за увлечения сына игрой Roblox
Против главного редактора «Важных историй» возбудили уголовное дело
Все новости