Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Подвели под монастырь

«За холмами» Кристиана Мунджиу в прокате

В прокат вышел фильм «За холмами», предельно откровенная история румынского режиссера Кристиана Мунджиу, обладателя «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, о том, почему верующий никогда не поймет атеиста.

Алина (Кристина Флутур) возвращается из Германии в Румынию, чтобы забрать с собой самого близкого ей человека, подругу по детскому дому Войкицу (Космина Стратан). Войкица живет в монастыре на Новом Холме вместе с дюжиной монахинь и настоятелем – таскает воду из колодца, чистит рыбу, моет полы, много молится и с восторгом слушает проповеди батюшки. Девушка счастлива, вот только иногда ходит гулять за оградку, меланхолично смотрит на горизонт и неизменно приводит за собой бездомных собак. Впрочем, Алина, которой гостеприимно предложили пожить в монастыре, не в состоянии оценить безмятежную жизнь Войкицы –

она ревнует свою подругу к монашкам, к настоятелю и особенно к богу.

Пока Алина тщетно пытается обнаружить доказательства, что Войкица не хочет уезжать в Германию только потому, что монастырь не что иное, как опасное гнездо фанатиков, она сама очень быстро сходит с ума:

Алина слышит голоса, нападает на людей, разве что ее голова не вращается на 360 градусов.

Сироте Алине, кроме монастыря на Новом Холме, помочь некому, ну а набожные люди в вопросах шизофрении не разбираются — помогают, как умеют.

Картина основана на реальных событиях, происшедших в Румынии в 2005 году. Молодая девушка подверглась процедуре изгнания бесов и вскоре после этого умерла. Журналистка Татьяна Никулеску Бран провела собственное расследование и написала документальную повесть об этой трагедии. Повесть уже однажды адаптировали — режиссер Андрей Щербань в 2007 году поставил пьесу по этой книге на сцене нью-йоркского театра «Ла Мама».

Рискуя свести большой замысел к формату «как-то раз в Румынии», прославленный Канном Кристиан Мунджиу с понятной осторожностью взялся за громкую историю. Да и сейчас трехчасовое полотно, где черные рясы тревожными пятнами ложатся на белый зимний пейзаж, достаточно просто свести к фильму о бедной Алине и неистребимом духе бесогонства в сердце православной церкви или, что еще хуже, – к картине о нетерпимости традиционной религии к сексуальным меньшинствам. Мунджиу удалось посмотреть на эту историю даже не с другого угла, а вовсе выйти за ее пределы. На Каннском кинофестивале этого года «За холмами» выиграл приз за лучший сценарий, два приза за лучшую женскую роль и заставил снова заговорить весь мир про кино маленькой постсоветской страны Юго-Восточной Европы.

Феномен «новой румынской волны» (куда помимо Мунджиу часто включают Корнелиу Порумбою, Кристи Пуйю, Кристиана Немеску) по большей части впечатляет западных киноманов и немного раздражает российских – все же «новая русская волна» явлением международного масштаба так и не стала.

Румынское кино нулевых смогло сделать то, что не смогло российское — художественно оформить историческую советскую травму, ощущение слома эпох, комплекс вины, взращенную в стране ненависть и равнодушие к ближнему в единый узнаваемый киностиль.

Хотя, разумеется, как и подобает хорошим режиссерам, румыны свою принадлежность к какой-либо волне отрицают. Единодушны все лишь в том, что бесспорным триумфом румынского кино стал выход фильма Кристиана Мунджиу «4 месяца, 3 недели и 2 дня», благодаря чему самого Мунджиу начали считать лидером «новой румынской волны». История одной дружбы и одного аборта в государстве, где аборты запрещены, а дружба не в цене, в 2007 году получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. В своем новом фильме Мунджиу продолжил тему тесной женской дружбы на грани апокалипсиса, но здесь дружба органично перетекает в любовь –

Алина любит Войкицу, Войкица любит бога, а бог не любит никого.

Алина – необычная больная, помимо типичных поступков вроде истерики с нападением на людей и желанием их задушить, она вполне расчетливо изображает жертву. Изначально религиозная девушка (в Румынии верующими себя называют до девяноста процентов населения), кажется, и правда,

верит в свою правоту, когда вламывается в алтарь с непокрытой головой в поисках спрятанной чудотворной иконы, разбивает ее, попутно обвиняя настоятеля в том, что он трахается с монашками.

Однако когда едва сдерживающий себя настоятель указывает ей на выход, Алина вполне серьезно говорит ему про то, что не имеете права – бог, дескать, общий и церковь общая. Она интуитивно чувствует опасность, исходящую от патриархальной церковной культуры – монашки просят Войкицу «не приводить больше собак», случайно, но чрезвычайно удачно наделяя чуждую им Алину животным сравнением.

Церковь у Мунджиу не выписана любовно (монашки больше похожи на куриц, нежели на божьих невест), однако только она находит в себе силы хоть как-то помочь в ситуации тотального равнодушия к судьбе девушки. Работает традиционный ход «разницы углов», создающий почти комический эффект — во время приступа монашки суют в рот Алине кляп, чтобы перенести ее, берут деревянную подпорку, для крепления рук вторую подпорку крепят перпендикулярно первой, чтобы не навредила себе — привязывают руки к подпорке собачьими цепями.

Каково было удивление следователя, увидевшего в итоге голгофский крест, на котором Алина и умерла.

В этом плане новый фильм румынского классика напоминает комедийный треш-хоррор Эли Крэйга под названием «Убойные каникулы», где молодежная компания полагает, что двое случайно встреченных фермеров – убийцы, а фермеры искренне считают, что студенты – секта суицидников. Все гибнут случайно. Слоган фильма звучит как «Куча жертв – ни одного маньяка». В «За холмами» жертва одна, но принцип тот же. Церковь – это простоватые фермеры, действующие из благих побуждений, а Алина – смертница, сама взявшая на себя эту роль. И эта «разница углов» для атеистов и верующих оказывается роковой и непреодолимой.

Любимый актер режиссеров румынской «новой волны», известный по роли доктора Бебе в фильме «4 месяца, 3 недели и 2 дня», Влад Иванов сравнил румынское кино с обрядом экзорцизма – румынские режиссеры успешно пытаются изгонять из сознания зрителя демонов прошлого. Судя по новому фильму Мунджиу, теперь румыны успешно изгоняют и демонов настоящего.

Новости и материалы
Франция планирует усилить цензуру против России
Российские врачи восстановили волосы мальчику, получившему страшные ожоги
Космический мусор повредил китайскую орбитальную станцию «Тяньгун»
«Зенит» сенсационно проиграл девятой команде РПЛ
Замминистра обороны Иванов помещен в СИЗО в Москве
Германия не будет лишать украинских мужчин статуса беженцев
Тренер «Локо» одним словом описал своих игроков, перевернувших матч в добавленное время
Журналисты высоко оценили новую игру с сексуальной героиней Stellar Blade
Госдеп подтвердил тайные поставки Киеву ракет ATACMS
Задержана бывший первый зампред правительства Подмосковья
Тренера Писарева дисквалифицировали на четыре матча
Врачи удвоили выживаемость при раке желудка 4-й стадии
Армянская полиция проводит жесткие задержания в центре Еревана
Ученые нашли в стоках вирус, уничтожающий одного из самых опасных паразитов
Российские полицейские накрыли канал нелегальной миграции в Омске
В США заявили, что передали Украине ATACMS для применения на ее «суверенной территории»
У ЦСКА заметили существенные кадровые потери перед «Спартаком»
Найден способ в 4 раза повысить шансы на излечение от рака курильщиков
Все новости