Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Башня современного искусства

ГЦСИ отмечает свое двадцатилетие

В минувшую субботу Государственный центр современного искусства отметил свое двадцатилетие. Отчитавшись о работе, проделанной за эти годы, руководители ГЦСИ рассказали о планах на будущее, впервые представив новый проект музейно-выставочного комплекса.

Как бы ни разнились оценки художественной жизни в постсоветский период, общий знаменатель очевиден: любой эксперт скажет, что современное искусство на нашей почве приживалось с трудом. Причин тому несколько, и далеко не все проблемы можно списать на консервативные вкусы населения, воспитанные советской традицией. Как минимум не меньшей преградой на пути к торжеству contemporary art являлось отсутствие инфраструктуры и базовых институций.

Именно ГЦСИ надлежало стать одной из важнейших опорных точек – вернее, совокупностью точек, поскольку организация эта устроена по сетевому принципу. 11 августа 1992 года Минкульт издал приказ о создании такого учреждения; от этой даты и ведется летоисчисление, хотя в первые годы своего существования ГЦСИ мало походил на бюджетного монстра.

Штат из семи человек ютился в одной комнате в редакции журнала «Искусство». Работа держалась больше на энтузиазме, чем на каких-то более весомых стимулах.

Медленнее, чем хотелось бы, но дело все-таки двигалось. В 1995 году был учрежден филиал ГЦСИ в Петербурге, через два года появились структуры в Калининграде и Нижнем Новгороде, еще через два – в Екатеринбурге. В Москве институция получила в оперативное управление здания бывшего завода театрального осветительного оборудования на Зоологической улице, где после долгой реконструкции обитает по сей день. Разросся штат, накопилась приличная художественная коллекция, образовался шлейф инициатив – от конкурса «Инновация» до Биеннале молодого искусства. Словом, ГЦСИ встал на ноги и в будущее стал смотреть с оптимизмом.

Впрочем, «оптимизм» в данном случае мог бы выглядеть сугубо дежурным словом, если бы не подвижки самого последнего времени. Почти десятилетие руководство ГЦСИ лелеяло надежду на строительство в столице большого музейно-выставочного комплекса – что-то вроде парижского Центра Помпиду. Казалось уже, что ситуация не сдвинется с мертвой точки, но недавно московская мэрия все-таки отвела площадку под строительство. Не на Зоологической улице, как предполагалось изначально, а на Бауманской, где территория застроена не так густо.

Прежний проект радикально переосмыслен.

Новую версию впервые презентовали на юбилейной пресс-конференции. По словам директора ГЦСИ Михаила Миндлина (он является соавтором проекта вместе с архитекторами Михаилом Хазановым и Антоном Наговицыным), общая площадь здания составит около 44 тысяч квадратных метров, что позволит наконец решить квартирный вопрос, на данный момент довольно болезненный для институции.

В криволинейной башне поставангардной архитектуры расположится постоянная музейная экспозиция, будет оборудовано пространство для временных выставок, появится большой кинозал, разместятся запасники.

А здания на Зоологической улице предполагается переделать в научно-информационный и образовательный комплекс. В частности, историческому «Дому Поленова», построенному в 1915 году, вернут его первоначальную функцию: здесь опять возникнет детский театр.

Громадье планов мало что значило бы без бюджета, но деньги уже выделены – 4,9 миллиарда (из них 4 миллиарда подтверждены, остальное обещают попозже). Учитывая, что новый проект прошел почти все согласования, строительство на Бауманской можно начать уже в следующем году. По оценке Миндлина, при благоприятном развитии событий сдать объект в эксплуатацию через два-три года после «нулевого цикла» было бы вполне реально.

Кстати, это не единственный пример созидательной экспансии ГЦСИ: в прошлом году в Нижнем Новгороде открылась первая очередь реконструированного здания Арсенала, где обитает Приволжский филиал. Ждут своего звездного часа башня «Кронпринц» в Калининграде и здание Северо-Кавказского филиала во Владикавказе – проекты их реконструкции утверждены, дело за финансированием.

Наверное, связь между освоением новых пространств и будущим триумфом современного искусства не такая уж прямая, как кажется. Одних лишь инфраструктурных изменений мало, чтобы оптимизм из дежурного превратился во всепобеждающий. Но без «материальной базы» тоже никуда.

Новости и материалы
Экс-тренер «Вашингтона» объяснил главную проблему Овечкина
Автокомпания Chery назвала дату старта продаж нового Tiggo 9 в России
Dava и TSOY пришли на день рождения победительницы «Новых Звезд в Африке» Искандаровой
Российские военные ударили по месту запуска дронов ВСУ в Херсоне
Шойгу анонсировал скорое вступление Белоруссии в ШОС
На Украине подтвердили уязвимость танков Abrams перед российскими дронами
Пермяка осудили на десять лет за приготовление к поджогу военкомата
Полежайкин из «Папиных дочек» рассказал о съемках с инвалидностью
В Германии оценили последствия передачи ATACMS Украине
ИИ в «Авито» создаст продавцам тексты объявлений
«Вот бы быть его женой»: телеведущая о выступлении экс-супруга Волочковой перед Путиным
Cтала известна судьба долгосрочных накоплений при смерти участника программы
Стилист назвала самые модные джинсы сезона
Названо опасное заблуждение начинающих бегунов
Власти Херсонской области назвали потери ВСУ за минувшие сутки
На севере Харькова произошел взрыв
«Единая Россия» зафиксировала масштабные DDoS-атаки на сервисы партии
В Подмосковье годовалый ребенок вдохнул стик от айкоса и попал в больницу
Все новости