На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Моей задачей было начертить «генеалогию хиппи»»

Интервью с режиссером фильма «Уильям Берроуз. Человек внутри» Йони Лейзером

Корреспондент «Парка культуры» поговорил с режиссером первого документального фильма о Уильяме Берроузе «Уильям Берроуз. Человек внутри» Йони Лейзере о влиянии писателя на современный мир, трудностях первых шагов в профессии режиссера-документалиста, а также о провокации как инструменте и задаче искусства.

В «Гараже» в воскресенье, 15 мая, начались показы приуроченной к выставке New York Minute кинопрограммы «Нью-Йорк: Даунтаун», в рамках которой до 22 мая покажут 17 документальных фильмов про битников и прочих героев нью-йоркского культурного подполья: от снятой в 1959-м по мотивам пьесы Джека Керуака «Поколение бит» ленты Роберта Франка и Альфреда Лесли «Погадай на ромашке» с Алленом Гинзбергом в роли Аллена Гинзберга до прошлогодних картин «Жан-Мишель Баскиа: Лучезарное дитя» Тамры Дэвис и «Уильям Берроуз: Человек внутри» режиссера-дебютанта Йони Лейзера.

В своем фильме молодой документалист последовательно исследует взаимоотношения автора «Голого завтрака», «Пидора» (в более мягком варианте перевода — «Гомосека») и «Джанки» с гомосексуализмом, наркотиками, оружием, женой, которую он застрелил, и сыном, которого пережил. Йони Лейзер прилетел в Москву, чтобы представить свою работу, и корреспондент «Парка культуры» поговорил с ним про влияние Берроуза на современный мир, трудности первых шагов в профессии режиссера-документалиста и провокацию как инструмент и задачу искусства.

— Почему вы решили снимать про Берроуза — нет новых героев?

— Я думаю, что новые герои существуют, но он был первопроходцем, и мне сложно вообразить более интересную личность в XX веке. Многие современные художники создают глубокие, содержательные произведения, но Берроуз делал многие вещи тогда, когда это могло быть действительно опасно. И он остается современным благодаря своим пророческим идеям, касающимся «позднего капитализма», метаморфоз власти и подобных вещей, актуализацию которых мы можем сегодня наблюдать. Поразительно, насколько его пророчества и критика оказываются точны.

— То есть в каком-то смысле он описывал и наше время, каким оно вам видится?

— Думаю, мы можем провести определенные параллели между настоящим моментом, когда у нас есть Обама и мы заканчиваем войну, с послевоенной Америкой сороковых и пятидесятых. Если бы мне не казалось, что идеи Берроуза соотносятся с проблемами сегодняшнего дня, я бы не снимал о нем фильм. То же касается и остальных героев этой картины. Когда наступает время конформизма, людям снова становится интересен соответствующий опыт прошлого.

— А как вы готовились к съемке? Может быть, опирались на предыдущие киноописания Берроуза...

— До моей картины на самом деле не было документальных фильмов, посвященных Берроузу. Была лента, снятая еще при его жизни в 1981-м году, — это прекрасный фильм, но после того, как он был сделан, Берроуз прожил еще 17 лет, за которые многое произошло. Плюс мне хотелось проследить и обозначить связи между Берроузом и другими великими художниками его времени и наших дней, что не было сделано. Хотелось показать его влияние, как это сделано, например, с Гинзбергом. Берроуза очень подробно изучают многие годы, написано большое количество книг, но мой подход заключался в том, чтобы начертить нечто, что Times назвали «генеалогией хиппи» — отследить, на кого Берроуз повлиял и как. Также меня интересовал его взгляд на любовь, о котором никто не говорил. Его чаще представляют этаким холодным мыслителем, но любовь вдохновляет каждого художника, признает он это или нет, и Берроуз в этом смысле не исключение.

— Неужели никто за эти годы не пробовал сделать это за 20 лет?

— Пробовали, конечно. И когда я, например, обратился к распорядителям наследия Берроуза, то получил в ответ скептическое: «Удачи, дружок!» — то есть меня попросту отшили. Когда я вернулся со взятыми интервью и показал им черновой монтаж, они были практически шокированы. Я думаю, многие брались за тему и наталкивались на барьер скепсиса, но я вместо того, чтобы сдаться, просто сказал: «О'кей, тогда я сделаю все сам, посмотрим», — надеясь, что они все-таки поддержат меня в какой-то момент.

— Непросто было начинающему режиссеру брать интервью у Патти Смит или Игги Попа, убедить людей говорить с вами?

— Конечно. Пришлось вырабатывать подход, отказаться от самонадеянности. Сейчас, приступив к работе над новым фильмом, я сразу набросился на самых больших звезд, чтобы взять у них интервью, и, полагаю, это было глупо, потому что они отвечали «нет». А говорить о Берроузе не отказывался никто, потому что подход был другим, более умным, похожим на построение пирамиды. Я начал с исследования, затем разговаривал с его друзьями в Лоуренсе, штат Канзас, общался с университетскими профессорами, которые занимаются исследованиями его творчества и жизни, говорил с поэтами — я не сразу пошел брать интервью у Патти Смит, а сначала заложил солидный фундамент. Так все могли увидеть, что я серьезно взялся за дело. Потому что когда 22-летний парень подкатывает к вам с идеей фильма о Берроузе, вы не примете его всерьез. Но если он расскажет о тех, кто уже участвует в проекте, предложит посмотреть черновой монтаж отснятого, а люди, с которыми он успел пообщаться, предупредят, что это осведомленный и хороший интервьюер, это сильно упростит задачу. И все равно невероятно, что мне удалось все это проделать, потому что сотни и тысячи авторов пытаются снять фильм, но даже не все студийные проекты удается довести до конца. Так что мой успех — это сочетание правильно выбранного момента и удачного подхода.

— А где вы раздобыли архивные видеоматериалы, которые использовали в фильме?

— Они тоже следствие преданности проекту, многолетнего общения с самыми разными людьми. Каждый мог что-то предложить: от соседей Берроуза в Лоуренсе, в подвалах которых хранились пыльные коробки с домашними видео, до Тёрстона Мура из Sonic Youth, поделившегося кассетами «Супер-8», на которые были записаны встречи с Берроузом. Многие материалы никто не видел, и я думаю, что это было знаком доверия получить их в свое распоряжение.

— Теперь, когда у вас есть фильм, который показывают на фестивалях по всему миру, стало проще работать?

— Намного проще, но не во всем. Когда я протестировал свое «эго» на одном из самых популярных американских музыкантов, просто сказав: «Эй, снимись в моем новом фильме», — чего я не делал во время работы над предыдущей лентой, то понял, что так дело не пойдет — все равно придется сначала зарабатывать доверие и уважение. Проще стало в смысле финансирования проекта: идут предпродажи будущей картины, New York Times хочет опубликовать историю. Когда я приступал к созданию картины про Берроуза в 21 год, не думал, что большая прекрасная галерея, как эта, пригласит показать ее на другом конце света, и что я буду ездить с ней по всему миру. Это прекрасно. Теперь, снимая вторую ленту, надеюсь, что все повторится.

— Снова документальное кино?

— Да, про американский квир-анархизм последних 25 лет.

— Вы просто исследуете явления, которые могут вызвать противоречивую реакцию, или как-то хотите изменить мир?

— А разве эти темы до сих пор так противоречивы?

— Ну, в каких-то странах вполне. В России, например.

— Я не в курсе того, как именно устроена жизнь в России сейчас. Вообще странно, что это все еще может восприниматься как нечто скандальное. То есть, конечно, работа художника и заключается в том, чтобы быть провокатором, и есть мнение, что именно художники творят подлинные перемены, а политики и законодатели только закрепляют их. Но все равно удивительно: недавно я показывал свой фильм в Турции — огромный успех. А через два месяца в новостях сообщают, что «Мягкая машина» Берроуза стала там же жертвой цензуры — книгу запретили. Думаю, это как раз доказывает, что он все еще актуален. Джон Уотерс (режиссер, фильм о творчестве которого «Священный трэш» также будет показан в рамках кинопрограммы «Нью-Йорк: Даунтаун» — прим. «Парка культуры») говорил мне, что его ужасает, когда людей не шокируют его работы.

— А ваша работа заключается в том, чтобы провоцировать или просвещать людей?

— Возможно, какие-то вещи, о которых я рассказываю, бросали вызов миропорядку, но я живу в довольно прогрессивном мире, и мои документальные фильмы вряд ли могут показаться кому-то вызывающими. Правда, я еще фотографирую и пишу — там гораздо больше вызова, но в кино моя задача документировать то, что мне известно о вещах, которые представляются важными. Плюс я сам узнаю много нового в процессе работы над этим.

Новости и материалы
В Смоленской области сбили украинские беспилотники
Эксперт призвал прислушаться к заявлениям Медведева по Украине
Советский военнослужащий, 40 лет проведший в Афганистане, приехал в Россию
Глава Тульской области рассказал о пострадавших в Туле после атаки БПЛА
Эксперт назвал признаки прослушки телефона
Спрогнозированы курсы доллара, евро и юаня на следующую неделю
Осужденная за хулиганство москвичка решила отслужить по контракту
Атаку беспилотников ВСУ отразили в Каменске-Шахтинском
Командир «Ахмата» сообщил о больших потерях колумбийских наемников в Курской области
Траты россиян на дополнительное образование детей резко выросли
Развеян главный миф о том, как экономить на покупке авиабилетов
Автомобили Li Auto, ввезенные по «серому» импорту, хотят заблокировать
В Госдуме предложили снизить НДФЛ для ряда россиян
В Белгородской области уничтожили латиноамериканских наемников
Зеленский назвал самый напряженный для ВСУ участок фронта
Курс биткоина обновил исторический максимум
Россияне стали чаще баловать себя вкусной едой
Российские выпускники ввели церемонию передачи школьных туалетов
Все новости