Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
3D в России больше, чем 3D

«Сталинград» будет в формате 3D

outnow.ch
Федор Бондарчук снимет фильм «Сталинград» в формате 3D. Для съемок эпопеи об одном из ключевых эпизодов Великой Отечественной войны планируется привлечь оператора «Аватара» и несколько западных компаний.

Фильм о Сталинградской битве, который режиссер Федор Бондарчук планирует выпустить на экраны в 2012 году, будет сниматься в 3D-формате. Как сообщил на фестивале в Канне продюсер кинокомпании Art Pictures Дмитрий Рудовский, бюджет картины составит $30 млн. Кроме того, ведутся переговоры с оператором фильма «Аватар» Винсентом Пейсом, чтобы нанять его для надзора за 3D-оборудованием, которое будет использоваться во время съемок.

Также к съемкам планируется привлечь немецкого актера Тиля Швайгера («Бесславные ублюдки», 2010) или хотя бы его компанию Barefoot Films в качестве сопродюсера. Впрочем, насчет участия немецкой компании Рудовский уверен практически на сто процентов.

Таким образом, можно сказать, что мода на 3D проникла и в Россию.

«Сталинграду» не суждено стать первым российским фильмом, сделанным по этой технологии.

«Щелкунчик и мышиный король» Андрея Кончаловского выйдет в России в декабре 2010 года, почти на два года позже Европы, но зато – как раз в 3D. Правда, российского там только что режиссер и Первый канал, но всё равно Бондарчук, можно сказать, опоздал. К сожалению, дело совсем не в том, кто будет первым в освоении новых технологий.

В своём недавнем выступлении в Сеуле режиссер Джеймс Кэмерон, создатель «Аватара» и отец новой киномоды, заявил, что в скором времени трехмерное кино станет стандартом, так же как стали в своё время стандартом звуковое и цветное кино. Срок он отвел большой – 25 лет, но оговорился, что всё может произойти быстрее, если компании, производящие оборудование, пошевелятся и наводнят мир дешевыми 3D-камерами и 3D-проекторами.

В этом случае, уверен Кэмерон, всё произойдет значительно быстрее.

Возможно, он и прав. Сейчас стоимость оборудования одного 3D-кинозала типа IMAX зашкаливает за $1 млн, что в 10 раз дороже обычного двухмерного зала, но срок возврата инвестиций у них примерно одинаковый. К сожалению, величина начальных вложений, на порядок большая, должна чем-то оправдываться. Взрывной рост популярности трехмерных кинозалов в России был обусловлен успехом именно «Аватара» и только им. Например, в декабре 2009 года было 323, из которых треть открылась непосредственно к премьере фильма Кэмерона, а 1 апреля этого года их стало 409.

Повторить успех Джеймса Кэмерона пока что не удалось никому.

Самый лучший результат из преследователей показала «Алиса в стране чудес» Тима Бертона. Она собрала чуть больше $900 млн и пробилась в десятку самых кассовых фильмов. Другим 3D-картинам оставалось гордиться лишь непродолжительным пребыванием в топе по бокс-офису. Прибыль, разумеется, у них была, но не настолько грандиозная, как у первопроходца. Внезапно оказалось, что 3D – не панацея.

Впрочем, называть «Аватар» первым 3D-фильмом не совсем верно. Стереокинематографу примерно столько же лет, сколько и его обычному, двухмерному собрату. Первый патент на стереокино был получен в 1890-х годах, а тот же IMAX появился в 1980-х и был вполне востребован и до появления фильма Кэмерона.

Да и технология с тех далеких времен совсем не изменилась: зрителю предлагается надеть на нос двуцветные очки и наслаждаться.

Правда, мало кто говорит о том, что наслаждение целиком зависит от места в зале (в первом ряду и сбоку дальний край изображения будет мутноватым), а также от того, носит зритель очки с диоптриями или нет, поскольку совместить те и другие – занятие, мягко говоря, не совсем банальное. Об этом говорит и режиссер Фрэнсис Форд Коппола, который вступил в своеобразную полемику с Кэмероном, назвав технологию 3D «скучной и утомительной» и сообщив, что после просмотра 3D-фильмов у него «жутко болит голова».

Голова, вероятно, болит не только у Копполы, поскольку рецепта успеха «Аватара» толком не удалось добыть никому. То ли всё дело в сочетании хорошей графики и обычной истории, то ли дело в самом режиссере, который сумел побить свой же собственный рекорд 12-летней давности, то ли в каком-то волшебном минерале с Пандоры. Загадку «Аватара» пока что не решил никто.

На этом фоне решение Федора Бондарчука снимать «Сталинград» в новом формате выглядит всего лишь данью моде.

Вот только зрителю от этого «слепого подражания тлетворному влиянию Запад» не легче. Попытка Никиты Михалкова дать России «собственного Тарантино» оказалась не понятой ни кинокритиками, ни зрителями, ни даже поклонниками творчества режиссера. Сейчас «Утомленные солнцем-2» пытаются взять реванш на Каннском кинофестивале, но что российским зрителям Канн – где они и где фестиваль? Баловство всё это.

Продюсер Дмитрий Рудовский, кстати, оказался на французской Ривьере неслучайно. Он привез туда сокращенную до двух с половиной часов версию (подозрительное совпадение, не правда ли?) фильма «Обитаемый остров» всё того же Федора Бондарчука в надежде продать этот блокбастер неискушенному западному прокатчику. «Обитаемый остров», который вплоть до «Предстояния» позиционировался как самый дорогой российский фильм с бюджетом $36 млн, в прокате провалился с треском, собрав примерно $30 млн.

Впрочем, уже первые новости о том, что Федор Бондарчук будет снимать «Сталинград» и просит у Министерства культуры России $40 млн на этот фильм, вызвали противоречивые отклики.

Кто-то считал, что ему надо дать попробовать еще раз, напоминая, что Бондарчук на заре своей карьеры снимался в двухсерийном фильме Юрия Озерова с таким же названием. Другие, напротив, не могли простить режиссеру провала «Обитаемого острова» и издевательства над текстом Стругацких и намекали на то, что ничего хорошего про Сталинградскую битву он снять просто не сможет.

Судя по всему, какие-то деньги нашлись, поменьше, чем просили, но тоже немало.

Конечно, приглашение голливудского оператора и 3D-оборудование вполне могут съесть приличный кусок выделенного на фильм пирога, после чего не останется средств ни для сценария, ни для хорошей проработки деталей, ни для обеспечения нормальной актерской игры.

Сейчас никто не может предполагать, что выйдет из этой затеи. В настоящее время Федор Бондарчук работает над картиной «Зимняя королева», адаптацией романа Бориса Акунина «Азазель» для западного зрителя, причем главные роли в ней исполнят Антон Ельчин и Мила Йовович, и только потом он приступит к «Сталинграду».