Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Тут за углом могила Цоя

Дневник кинофестиваля «Дух огня»

Дневник кинофестиваля «Дух огня»: с последними тремя фильмами Сергея Соловьева творится что-то загадочное. «2АССА2» была идеальной «Анной Карениной», «Одноклассники» стали идеальной второй «Ассой», похоже, у «Анны Карениной» все шансы стать идеальными «Одноклассниками».

«Одноклассниками» открылся фестиваль «Дух огня» в Ханты-Мансийске, и в фойе кинотеатра даже выставили фотографии работы Софьи Карпуниной (неестественный, бездумный клон Друбич, по совместительству соавтор сценария и исполнительница главной роли) и картины Константина Крюкова (исполнитель одной из главных ролей в «Одноклассниках»). Третий герой фильма Аристарх Венес (обаятельная реинкарнация мальчика Бананана) обошелся без выставок. На пресс-конференции Соловьеву пришлось рассказывать, что он думает о молодом поколении, которое вяло передвигается по фильму: то катается на кораблике, то едет в Питер, то оказывается в Гоа и там пробует вещества под руководством «выжившего из ума поляка» Ольбрыхского и алкаша Гены

(Михаил Ефремов, к сожалению, удивительно органичен в роли алкаша).

Соловьев сказал: «Если вы спросите Соню или Аристарха о смысле жизни, вы услышите «аааааооооооуууууа» – верх слабоумия, но не думайте, что они совсем слабоумные дети войны... нет, они не кретины, у них просто способ внесловесный. Ничего они не хотят: революций не хотят, контрреволюций не хотят, совершенства мира не хотят, несовершенства мира не хотят, а главное — говорить обо всем об этом не хотят».

Фильм полностью описывается этим «ааааооооуууаа»: звучит по-идиотски, но является ответом на вопрос «в чем смысл жизни».

Соловьев объясняет, что делал свою новую картину «из воздуха»: все началось со сценарной заявки Карпуниной, с истории о девушке, которая режет вены, а потом уже к этому надо было прикрутить какое-нибудь начало и какой-нибудь конец.

И — опа! — автомат Калашникова. Стреляет холостыми и в воздух.

«Одноклассники» похожи на игру в слова, которой от нечего делать развлекаются люди на скучном празднике. Или на почеркушку на салфетке, заляпанной субстанциями разной степени переваренности.

Понятия «сюжет», «развитие характеров», «мотивация персонажей» не работают в применении к салфетке. Зато как красиво расположены отдельные куски еды, какое печально-возвышенное чувство вызывает этот натюрморт! Некоторые пятна и вовсе приводят восторг, в первую очередь, конечно, Ефремов, пытающийся склеить хорошенькую девушку эксгибиционистским предложением: «Тут за углом могила Цоя. Хошь, покажу?»

Общую идею фильма Соловьев выразил так: «Никто из молодых не хочет владеть сталелитейными заводами, каждый хочет быть счастливым».

Звучит не хуже, чем «никто не хочет играть в салочки, каждый хочет мороженого и спать» или «никто не хочет нефть по тридцать долларов, каждый хочет мыть руки перед едой». Противопоставление «люди со сталелитейными заводами» и «люди с духовностью» не зависит от возраста, к тому же вторые бывают страшнее первых.

Осторожно, тут за каждым углом могила Цоя.

В международном конкурсе лучшие фильмы пытаются разобраться с национальной и прочей самоидентификацией. В «Восточных играх» Камена Калева частная история болгарского торчка превращается в мрачный портрет Софии со спутанным сознанием. Молодые псевдофашисты, непризнанные художники, безразличные алкаши, камера неуверенно фокусируется на неподвижных объектах, не в силах четко увидеть людей. Жизнь накануне катастрофы, сама катастрофа и жизнь после катастрофы – это одна и та же жизнь, легко перепутать.

Фильм посвящен исполнителю главной роли Христо Христову, который сыграл самого себя и умер в 2008 году от передозировки.

В греческой «Академии Платона» Филиппоса Цитоса уже не очень молодой оболтус по имени Ставрос ухаживает за матерью, которая только что перенесла инсульт. Целый день он сидит на площади у своей табачной лавки с тремя друзьями. Чаще всего они заняты спорами, залает ли собака по имени Патриот, когда мимо пройдет албанец. А потом вдруг выясняется, что этот проходящий мимо албанец — брат Ставроса. Во всяком случае, мать Ставроса вдруг начинает говорить по-албански, а албанец рассказывает, что мама бросила его и уехала в Грецию много лет назад.

Кризис самоидентификации слишком, к сожалению, легко скатывается в притчу, и площадь перед магазинчиком Ставроса оказывается метафорой современного мира.

Оболтусы-греки пьют пиво, обсуждая гастарбайтеров-албанцев, которые возводят памятник межкультурным связям. У противоположного угла куча китайцев открывают магазин итальянской моды, а греки никак не могут этих китайцев сосчитать, но понимают, что их с каждым днем все больше. А на все это смотрит всеобщая мама — очаровательная старушка после инсульта, совсем спятившая Европа.

Самый зрительский, но при этом и самый смешной фильм конкурса — «Троцкий» канадца Джейкоба Тьерне.

Семнадцатилетний Леон Бронштейн уверен, что является реинкарнацией Троцкого. В его ближайших планах – жениться на женщине по имени Александра, быть высланным хотя бы откуда-нибудь, найти Владимира Ульянова (желательно до 21 года), совершить революцию, а в конце концов быть убитым (желательно где-нибудь в теплой стране). Для начала он устраивает забастовку на отцовской фабрике, а потом пытается создать в школе что-то вроде профсоюза.

«Троцкий» — или точнее «The Троцкий» — случайно стал комедией о старшей школе.

Продюсер фильма (он же — отец режиссера) Кевин Тьерне сказал, что Джейкоб, фанат Троцкого, изначально собирался снять убийственно серьезный фильм в духе Кена Лоуча. В процессе работы над сценарием выяснилось, что это очень смешно. «Публике очень понравилось название, хотя никто не мог толком сказать, что такое «Троцкий» — водка, хоккеист или страшная болезнь, которую можно привезти из Мексики, если съесть что-то не то, — объяснил Кевин. — Но все говорят: очень хорошее название, звучит ужасно смешно». Сейчас Тьерне монтирует новый фильм — его отец описывает это как микс «Неглубокой могилы» и «Окна во двор». Тоже комедия.

В зрительском голосовании — голосуют только по российской программе — на первом месте пока военная драма «Рябиновый вальс» Алены Семеновой и Александра Смирнова, на последнем, как ни странно, «Какраки» Ильи Демичева. Гоголь, видимо, зрителей подкосил. А на закрытии фестиваля покажут «Как я провел этим летом» Попогребского.

Новости и материалы
Россия в ООН призвала к расследованию по факту обнаружения массовых захоронений в Газе
На Украине сообщили о пожаре в Одессе
Водителям объяснили, почему автомобиль не стоит улучшать своими руками
Один из поджигателей синагоги в Варшаве оказался подростком
Украинский дрон повредил линии электропередачи в посёлке Поныри Курской области
Протестующие в Тбилиси пытались проникнуть в здание парламента 
Трамп обвинил Байдена в растрате средств на размещение нелегалов
«Боруссия» переиграла «ПСЖ» в первом матче 1/2 финала Лиги чемпионов
В Харьковской области произошел взрыв
ПВО уничтожила БПЛА над Брянской областью
В Африке Land Cruiser превратили в экстремальный пикап с пулеметом
«Зенит» обвинили в инертности после двух поражений подряд
Ксения Собчак показала винтажную сумку, за которой охотятся коллекционеры
США ввели санкции против сотрудников колонии, где умер Навальный
ВС России ударили по Одессе
Стилист Бородиной высказался об «отпускном тренде за тысячи долларов»
Российская армия уничтожила две пусковые установки HIMARS на Купянском направлении
В Липецкой области вводится режим воздушной опасности
Все новости