Монстры тоже люди

Выходят «Монстры против пришельцев»

movies.about.com, outnow.ch
Выходят «Монстры против пришельцев» — мультпародия на старую трэш-фантастику с пафосом «Шрека»

Судя по названию фильма, отягощенному словечком «против», недолго осталось ждать той поры, когда и в мультипликационной действительности подобно «Чужому» и «Хищнику» сценаристы и режиссеры начнут сталкивать звезд из разных мультфильмов. Популярных героев в рамках одной студии пока маловато, но потенциал, в принципе, имеется: Шрек может составить конкуренцию Кунг-фу-Панде, а Суперсемейка — выяснить отношения с корпорацией монстров. Пока же до этого не дошло, и в «Монстрах против пришельцев» обе стороны свежепридуманные.

Впрочем, не совсем.

Даже тот зритель, что ходит в кино по большим праздникам, путает «В поисках Немо» и «Подводную братву» и вообще не в курсе, что есть DreamWorks и Pixar, выйдет с сеанса со смутным ощущением дежа-вю — что-то все это определенно напоминает. Если конкретнее, то напоминают «Монстры против пришельцев» даже не напичканную цитатами пародию, а компиляцию: каждому кадру, каждому персонажу можно найти аналог и прототип из мирового кино. В большей степени из трэш-фантастики 50–70х, но встречаются также заимствования из «Крестного отца» и «Буллита». Вторичность мультфильма настолько грандиозна, что не вызывает ни раздражения, ни желания говорить о плагиате, ведь это уже похоже на концептуальную задачу — построить фильм как нарезку из всевозможных кинокартин.

Доходит до смешного: не единожды в рецензиях на «Монстров» встречается упоминание о «Дороге перемен».

Вряд создатели имели в виду фильм Мендеса (хотя, конечно, хочется надеяться, что все же имели — одна такая аллюзия стоила бы всех, простите, реминисценций вместе взятых), а ведь мультфильм начинается с того, что девушка Сьюзан возлагает идиллические надежды на переезд в Париж. Не пройдет, впрочем, и двух минут, как на дамочку прямо во время ее собственной свадьбы свалится метеорит, и на глазах у неприятно изумленного жениха она вырастет до размеров великанши из «Атаки 50-футовой женщины».

Церемония, естественно, расстроится, потенциальный супруг в ужасе даст деру, а Сьюзан окажется на секретной правительственной базе в компании других не известных науке монстров.

Среди них есть ученый таракан родом из «Мухи», представляющий собой желеобразную субстанцию гибрид помидора и майонеза, отсылающий к «Нашествию помидоров-убийц» и «Капле», гигантская личинка бабочки — вылитая японская Мотра, в частности, появляющаяся в «Годзилле против Мотры», и обезьянообразный ихтиандр — «Тварь из Черной лагуны».

Когда на планету высаживается боевой робот из «Дня, когда Земля остановилась», правительство призывает для борьбы с ним сохнущих от тоски чудовищ.

Все это заполировано грубоватым, но милым юморком («В такие моменты я спрашиваю себя, что бы сделала на моем месте Опра Уинфри», — говорит военный на правительственном совещании), а до космологической фантазии и трогательной детализированности пиксаровского «Валли» «Монстрам», конечно, далеко. Зато «Монстры» — первый мультфильм, снятый по какой-то новейшей технологии, сочетающей анимацию с разработками Intel и позволяющей делать фильм сразу в формате 3-D, что добавило к стоимости производства лишние $15 миллионов. Бюджет официально не оглашается, но называют цифры порядка $160 миллионов, то есть примерно как у последнего «Шрека». Зеленый бармаглот здесь упомянут не просто так: если технологию, как и бюджет, вы, может, и не заметите, то сходство со «Шреком» на уровне пафоса истории совершенно очевидно:

толерантность превыше всего.

Чудовища отстаивают свое право на то, чтобы жить среди людей и вызывать иные помимо ужаса и брезгливости чувства, а Сьюзан, позволим себе спойлер, как и принцессе Фионе, в решающий момент придется выбирать — быть такой, как все, или остаться «уродом». В общем, монстры тоже люди.