Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

По докторскому счету

Политическая элита мстит Дмитрию Ливанову

Претензии политического сообщества к министру образования не связаны с кампанией против Дмитрия Медведева. Ливанову не могут простить постыдное разоблачение системы присвоения ученых степеней, которые из благородного атрибута власти превратились в повод для подозрений в нечистоплотности.

Глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов попал под серьезный политический прессинг. Подписи за его отставку принялся собирать «Общероссийский народный фронт». Ранее ее требовали три парламентские партии — ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия». Это было главное проявление их оппозиционности во время отчета премьера Дмитрия Медведева в Думе. «Единая Россия» тогда воздержалась от демарша, но, скорее всего, просто чтобы соблюсти дистанцию с меньшинством. Теперь технический пробел восполняет ОНФ — а это тот же голос, что ЕР (тем более что спикер Думы Сергей Нарышкин от единороссов уже высказался за отставку).

Особо умудренные аналитики могут считать атаку на Ливанова частью кампании против Дмитрия Медведева. Он министра публично защищал, и, если бы карьера главы путинского кабинета зависела от кого бы то ни было еще, кроме как от Путина, действительно можно было бы сказать, что это интрига против него. Но вряд ли дело в этом.

Министры образования и науки, как и министры здравоохранения, являются излюбленной мишенью для системной антиправительственной фронды 2000-х годов.

Это именно те фигуры, по поводу которых позволительно говорить нелицеприятные вещи даже членам партии «Единая Россия». Ливанов тут далеко не прецедентный персонаж, его предшественника Фурсенко проклинали не меньше. Главное новшество последнего — введение единого государственного экзамена — клянут и до сих пор. Клясть клянут, но, впрочем, не отменяют.

Дмитрий Ливанов, однако, со стороны политического сообщества испытывает на себе гнев гораздо большего накала. За что? Этот вполне себе функциональный технократ, ушедший из физиков в чиновники, за время управления министерством в глазах публики прославился ровно тремя вещами. Во-первых, он дал зеленый свет операции по замеру эффективности отечественных вузов. Во-вторых, несколько раз обидел академию наук, публично высказавшись о необходимости ее реформирования.

И, в-третьих, вместо того чтобы похоронить гражданские инициативы по разоблачению плагиата при защите ученых степеней, дал им ход.

Было бы преувеличением сказать, что какое-то из вышеперечисленных действий имело необратимые последствия. Критика РАН РФ звучит из институтских и экспертных кругов давно, но сделать с этой структурой что-нибудь по-настоящему жестокое пока никому не удалось — и Дмитрию Ливанову тоже. Рейтингование вузов, приведшее к громким скандалам, в итоге тоже не стало потрясением для большинства из тех образовательных учреждений, которые оказались в списке отстающих. Главной жертвой, наверное, можно посчитать прославившегося участием в непримиримой оппозиции Ельцину Сергея Бабурина — он лишился места ректора Торгово-экономического университета (казалось бы, для непримиримого оппозиционера не такая уж и большая потеря).

И при том, что обе эти попавшие в фокус общественного внимания проблемы — заскорузлость академии и обилие притворных вузов, дискредитирующих идею высшего образования, — очевидны и вполне серьезны, результаты деятельности Ливанова тут весьма умеренны. Да и в самом громком скандале, пришедшемся на его министерство, — в открывшемся публике обширном рынке поддельных диссертаций, услугами которого пользуются политические функционеры и чиновники, — много шума, но не очень много наказаний. Даже бывший глава Высшей аттестационной комиссии Феликс Шамхалов оказался под следствием не за это, а по вполне постороннему обвинению в мошенничестве.

И, тем не менее, Дмитрий Ливанов — первый министр образования и науки, сумевший не просто заслужить обоснованную или нет ли, но критику за принципы работы ведомства, а настоящую ненависть — ровно за то, что допустил нанесение обиды уважаемым людям.

Массированное наступление на него поэтому выглядит не столько околокремлевской интригой по ущемлению премьер-министра Медведева или, тем более, выражением недовольства спорными концепциями развития научных институтов и образования в России, сколько банальной местью важных персон. Местью за то, что вдруг стало видно: быть поддельным доктором наук постыдно. Быть доктором наук и при этом номенклатурным чиновником — подозрительно. «Корочки» из предмета статусной гордости в результате превращаются в моральное обременение. И этого надругательства над псевдоинтеллектуальной бижутерией отечественная элита министру не простит.

Новости и материалы
Губернаторам хотят разрешать продлять майские праздники
Экс-тренер «Вашингтона» объяснил главную проблему Овечкина
Автокомпания Chery назвала дату старта продаж нового Tiggo 9 в России
Dava и TSOY пришли на день рождения победительницы «Новых Звезд в Африке» Искандаровой
Российские военные ударили по месту запуска дронов ВСУ в Херсоне
Шойгу анонсировал скорое вступление Белоруссии в ШОС
На Украине подтвердили уязвимость танков Abrams перед российскими дронами
Пермяка осудили на десять лет за приготовление к поджогу военкомата
Полежайкин из «Папиных дочек» рассказал о съемках с инвалидностью
В Германии оценили последствия передачи ATACMS Украине
ИИ в «Авито» создаст продавцам тексты объявлений
«Вот бы быть его женой»: телеведущая о выступлении экс-супруга Волочковой перед Путиным
Cтала известна судьба долгосрочных накоплений при смерти участника программы
Стилист назвала самые модные джинсы сезона
Названо опасное заблуждение начинающих бегунов
Власти Херсонской области назвали потери ВСУ за минувшие сутки
На севере Харькова произошел взрыв
«Единая Россия» зафиксировала масштабные DDoS-атаки на сервисы партии
Все новости