Мэр Москвы, похоже, столкнулся с первыми проявлениями сопротивления своим новациям. Профсоюзы владельцев малого бизнеса готовят жалобы в прокуратуру Москвы и Федеральную антимонопольную службу на кампанию по сносу палаток, расположенных у станций метро. Операция «Палатка» началась с того, что Сергей Собянин 30 октября во время объезда города потребовал убрать киоски у станции метро «Улица 1905 Года», как создающие дополнительные пробки, и уволил глав Тверской и Пресненской управ, допустивших существование подобных торговых точек.
Сохранившие до поры до времени рабочие места чиновники так ретиво взялись исполнять мэрское повеление, что их пришлось останавливать, когда вслед за ларьками с курами-гриль едва не последовали газетные киоски.
Cама затея Собянина, у которой две заявленные цели – борьба с пробками и улучшение внешнего облика столицы, — вроде бы и неплоха.
Палатки и в самом деле мешают транспорту, не украшают городской ландшафт, могут стать причиной санитарных и пожарных проблем и зачастую работают с нарушением закона. Но, делая эффектные жесты (а новый столичный мэр, похоже, считает нужным демонстрировать крутой нрав и решительность в борьбе с застарелыми городскими проблемами), необходимо просчитывать их последствия.
В случае с кампанией по сносу торговых палаток проблемы возникают уже сейчас. Во-первых, палатки стали сносить без предупреждения по всему городу. Людям не дали возможности подготовиться, они остались без бизнеса и без работы. Более того, такая практика прямо противоречит федеральному закону «О торговле», смысл которого как раз и состоит в том, чтобы за счет мелких торговых точек создать конкуренцию крупным сетям. Между тем Собянина назначили мэром в том числе и для координации московской городской политики с федеральной. К тому же
Собянин критиковал предшественника за крайне агрессивную бизнес-среду в городе и недостаточную поддержку малого бизнеса, а сам начинает с фактического разгрома важного сегмента этого самого малого бизнеса.
Если говорить о связи палаток у станций метро и пробок, то она тоже не столь очевидна, как кажется. Пробки у многих станций метро были и до появления там мини-киосков и маленьких закусочных. К слову, Юрий Лужков уже пробовал бороться с «продавцами шаурмы», но потом мини-киоски и лотки возникли вновь. Куда более эффективной мерой стало бы упразднение крупных торговых центров вдоль сильно загруженных городских магистралей, но снести без шума и пыли такие центры будет куда сложнее, чем маленькие торговые палатки.
Проблемы начнутся и у тех москвичей, которые сейчас искренне радуются сносу палаток, — во многих районах Москвы крайне мало торговых точек в зоне шаговой доступности, где можно быстро и относительно дешево купить некоторые мелкие товары, за которыми не хочется или неудобно ездить в супермаркеты. Так что
эта мера не только объективно на руку крупным торговым сетям, но еще и доставит прямые бытовые неприятности рядовым гражданам.
Наконец, есть реальная опасность, что нынешний запал столичного градоначальника пройдет по мере того, как он обживется в должности и окончательно закрепит ключевые сферы городского хозяйства за своими кадрами или кадрами, навязанными федеральными кураторами проекта «Собянин на Москве». И тогда уже собянинские кадры начнут выдавать разрешения на те самые киоски и закусочные, которые сейчас так неистово и внезапно истребляются. Что сопутствует в нашей стране получению любого чиновного разрешения, пояснять не надо.
Конечно, и мэру, и федеральным властям хочется, чтобы горожане как можно скорее почувствовали реальные положительные изменения. Но если совершать эффектные и радикальные шаги в одной сфере без их увязки с другими проблемами городского хозяйства, результат может оказаться прямо противоположным ожиданиям.
К слову, во многих европейских столицах, чей внешний облик уж точно не уступает московскому, можно найти множество мелких торговых точек, кафешек и закусочных. Конечно, принципиально важно, чтобы они работали по закону, строго соблюдали санитарные нормы и правила противопожарной безопасности. Добиться этого городским властям гораздо сложнее, чем просто что-нибудь снести с лица земли.
Доблесть руководителей мегаполисов как раз и состоит в том, чтобы демонстрировать комплексный подход к городскому хозяйству, просчитывать, как любой шаг скажется на смежных сферах и реальном удобстве жизни рядовых граждан.
Пока Сергей Собянин, как и всякий российский чиновник такого уровня, больше похож на инопланетянина, имеющего весьма приблизительное представление о реальных повседневных проблемах москвичей.
В частности, его предложение активно развивать общественный транспорт и метро для борьбы с пробками может привести в среднесрочной перспективе к еще более существенному ухудшению транспортной ситуации. На той же улице 1905 Года, с которой началась нынешняя война с торговыми палатками, главной причиной пробок являются вовсе не лотки, а троллейбусы. А уж о появлении выделенных полос для общественного транспорта и нормальной дорожной разметке на всех городских трассах по примеру Лондона Москве пока остается только мечтать.
Эффектные жесты — не способ разумного управления мегаполисом. Тут уместнее ежедневная, рутинная, точечная, умная и кропотливая работа.