Ягодный кооператив

Как в Липецкой области появилось промышленное производство клубники

Виталий Тимкив/РИА «Новости»
Отечественное импортозамещение постепенно охватывает все новые и новые отрасли. В рамках спецпроекта про бизнес-инициативы россиян «Газета.Ru» поговорила с Игорем Бугорским, основателем компании «Фрагария», занимающейся производством и шоковой заморозкой ягод и заключившей пятилетний контракт на поставку с одной из крупнейших международных продовольственных компаний.

Бизнесмен Игорь Бугорский занимался импортом замороженных ягод для крупных промышленных предприятий уже десять лет, когда в 2015 году решил поменять бизнес-стратегию и заняться выращиванием сырья самостоятельно. Он увидел на рынке новую нишу — как оказалось, многие производители пищевой продукции испытывали необходимость в поставках местной качественной ягоды. Так было принято совместное с партнерами решение по созданию компании «Ягодные поля», которая на волне импортозамещения занялась выращиванием садовой земляники, более известной в народе как клубника, на собственных ягодниках. В дополнение к ней построили завод по шоковой заморозке ягод и фруктов под брендом «Фрагария».

Реклама

«В России начал эффективно развиваться агросектор. Мы увидели, что закладываются новые сады и ягодники, и у наших потребителей появилось желание частично локализовать закупки сырья. Мы достаточно долго проводили исследования рынка, изучали географию – смотрели качество почвы, искали близкие к водоемам места с хорошей инфраструктурой, – вспоминает бизнесмен. — В 2015 году поняли, что готовы взяться за этот проект. С 2016 года начали его реализацию на территории Липецкой области».

По словам Игоря, на сегодняшний день заложено 45 га садовой земляники, к сезону 2018 года планируется увеличить посадки до 72,5 га. При выходе на проектную мощность бизнесмены рассчитывают на 120 га под посадкой, которые будут соответствовать около 2 тыс. тонн своей ягоды в год.

«Предприятие у нас рассчитано на 8 тыс. тонн продукции в год, то есть остальные шесть тысяч – это тот объем, который будет закупаться у фермеров, кооперативов, заготовителей дикорастущей ягоды», — рассказывает Бугорский.

Ассортимент продукции у компании немалый. Помимо собственной клубники на заводе обрабатывается дикорастущая ягода из северных регионов – брусника, клюква, малина, черника. В небольших объемах перерабатываются яблоки и груши.

Depositphotos

Кооперация с Danone

Как вспоминает предприниматель, изначально он понимал: чтобы заняться таким бизнесом в России, нужно было найти надежного партнера, который сможет гарантировать достаточный объем закупок у предприятия на тот период, пока будут окупаться инвестиции. Из десятилетнего опыта работы в пищевой промышленности Игорь и его партнеры знали, что необходимость в частичной локализации продукции на территории России есть у французской продовольственной компании Danone.

«У нас с Danone обоюдная зависимость: у них давно стояла задача локализовать производство в России, а нам, конечно, для того, чтобы иметь уверенность в завтрашнем дне, необходим был сильный партнер. У нас с ними договор на поставки на пять лет. Большую часть нашей продукции – около 70% — мы оставляем им», — рассказывает Игорь.

По его словам, вся продукция, которая поставляется для Danone , производится непосредственно на заводе, но необязательно из собственного сырья. Как отмечает Игорь, в компании не планируют самостоятельно выращивать яблоки, поэтому такие позиции закупаются у партнеров, а дальше производится обработка по качественной спецификации французской фирмы.

Контроль качества

Один из важнейших вопросов работы с внешними поставщиками — это контроль качества ягод, выросших на чужих полях. Сезон 2018 года станет для «Фрагарии» первым, когда будет приниматься земляника от крестьянско-фермерских хозяйств, потому что в прошлом году от них шла в основном дикорастущая ягода.

«Мы выделяем отдельную группу специалистов, они контролируют аутсорсинговых производителей. В настоящий момент вместе с администрацией Липецкой области создаем ягодные кооперативы. Со своей стороны мы предоставляем им посадочный материал, а наши агрономы контролируют процесс выращивания. По результатам часть урожая мы гарантированно забираем на предприятие», — описывает процесс Бугорский.

По его словам, многие сторонние производители хотят продавать свой продукт в свежем виде, ведь цена на таком рынке значительно выше, чем на рынке переработки. В компании понимают это и подходят к вопросу гуманно, согласовывая с поставщиками процент.

«Контроль качества начинается с грядки – каждую неделю по определенному графику мы выезжаем в хозяйства и проверяем, насколько соблюдается технология выращивания. Затем по поступлению сырья на завод проводится проверка в нашей лаборатории. Если после анализа мы понимаем, что сырье не соответствует нашим стандартам, оно не принимается», — говорит он.

Алексей Куденко/РИА «Новости»

Процесс производства

Для того, чтобы соответствовать технической спецификациям клиентов, например, Danone, в компании разработали особые стандарты по производству продукции. «У нас ягода выращивается по европейской технологии в открытом грунте на специальной гряде в интенсивном режиме с капельным поливом. На гектаре достаточно больше количество растений, это позволяет снимать 20-25 тонн с гектара», — отмечает предприниматель.

Период сбора начинается в первых числах июня, а заканчивается к концу июля. Часть продукции реализуется на рынке свежей продукции. Для этого на предприятии создан небольшой кластер, который занимается специальной подготовкой ягоды для реализации в сетях супермаркетов Липецка, Воронежа и Москвы. По словам Бугорского, на 2018 год уже есть запросы из Крыма и Краснодарского края.

«Специальная подготовка свежей ягоды – это не химическое вмешательство, а шоковое охлаждение. То есть в течение часа после сбора урожая ягоды охлаждаются при температуре от 0 до +2 градусов по Цельсию.

Для этого на предприятии установлено специальное оборудование. Дальше хранение и транспортировка проводятся в заданных условиях. Такая ягода хранится 4-5 дней. Замороженная ягода для индустриальных производителей хранится до 24 месяцев», — поясняет Игорь.

Кредит под импортозамещение

Для обработки такой продукции необходимо было закупить дорогое импортное оборудование. На строительство завода и приобретение технических элементов «Фрагарии» понадобилось привлечь заемное финансирование. В итоге компания смогла получить кредит под 10,1% годовых под гарантии Корпорации МСП.

«Наш проект на 100% нацелен на импортозамещение, то есть то, что сейчас нужно, поэтому им тоже было интересно поучаствовать. В этот момент мы работали с несколькими крупными государственными банками, и скорость принятия решения у них намного меньше, чем то, что было продемонстрировано в МСП, потому и выбрали их», — рассказывает предприниматель.

Бизнесмены воспользовались не только кредитно-гарантийной поддержкой Корпорации МСП, но и информационной — порталом бизнес-навигатора МСП. «Через него мы проверяли контрагентов, пользовались информационными справками. Понравился этот ресурс, так что некоторые наши сотрудники довольно часто прибегают к его помощи в рабочих вопросах », — говорит он.

Виталий Тимкив/РИА «Новости»

Рабочие места

Производство ягод на всем этапе работ требует привлечения большого объема рабочей силы. На сбор урожая в полях предприниматели активно привлекают местных жителей на сезонных условиях. «На пике сезоне 2017 года на поле работало более 250 человек: люди собирали ягоды, отвечали за систему полива, занимались подсобными работами», — говорит Игорь.

Сезон начинается в марте – достаточно рано, а заканчивается в первых числах октября. В текущем году число работников планируется увеличить до 700 человек из-за больших объема работы и площади сбора. В прошлом году компания справилась с задачей при помощи местного населения – в Усманском районе порядке 25 населенных пунктов. В 2018 году планируется привлекать на сезонные работы жителей других регионов, а также студентов.

На заводе сейчас работает около 60 человек, а при выходе на полную мощность планируется расширить постоянный персонал до 120 человек. На полях в то же время будет трудиться более тысячи человек – это при сборе ягоды с площади 120 га. По плану это должно произойти к 2021 году.

«Нам очень помогает с привлечением людей администрация района – всегда, если появляются какие-то вопросы, включаются глава района и главы поселений, проводятся разъяснительные работы. Потому что бывают всякие ситуации в сельском хозяйстве, в основном связанные с погодными условиями. Решаем их все вместе», — рассказывает предприниматель.

Итоги и перспективы

«Мы достаточно быстро построили завод – за год и три месяца. В конце декабря ввели объект в эксплуатацию, в январе состоялась первая отгрузка. Из промежуточных итогов можно сказать, что в летнем сезоне планируем собрать около 800 тонн садовой земляники. Пока идем по плану», — говорит бизнесмен.

По его словам, несмотря на то, что большая часть продукции производится для Danone, у компании есть возможность работать и с другими производителями. «Мы ориентированы на индустриальных переработчиков, не планируем глобально выходить в розницу. Все те компании, которые закупают замороженную ягоду на территории России – это наши потенциальные клиенты. К тому же мы можем производить продукцию по разным спецификациям потребителя», — говорит Игорь.

Среди прочих перспектив развития предприниматели рассматривают и экспортный сценарий. По словам Игоря, к дикорастущей ягоде есть повышенный спрос в Европе, также ведутся переговоры с партнерами из Азии – из Сингапура, Японии, Малайзии и Индонезии.

«Есть интерес к землянике со стороны Японии: к нам в июне прошлого года приезжала делегация, они попали как раз на сбор в поле. Им понравился продукт, и они хотели наладить поставки на пробные тесты уже в тот момент, но у нас еще не был запущен завод, мы еще ничего не замораживали, поэтому пришлось отложить такую идею на некоторое время», — говорит он.

По словам предпринимателя, на данный момент прибыли по заводу нет. Что касается объема продаж, то по результатам 2018 года бизнесмены ожидают от «Фрагарии» выручки на уровне 200 млн руб., а от «Ягодных полей» — 70 млн руб.