Пенсионный советник

Сети доставили Мail.Ru на пик

За 2012 год компания Mail.ru Group увеличила выручку на 39% темпы роста интернет-холдинга замедляются

Екатерина Брызгалова 26.02.2013, 16:54
Сергей Бровко/Коммерсантъ

Mail.ru Group увеличила выручку за 2012 год на 39% до 21,15 млрд рублей, прибыль интернет-компании выросла на 36%. Основным источником дохода становятся социальные сервисы. Интернет-холдинг на пике, уверены аналитики: темпы роста снижаются, компания отказывается от стратегии инвестфонда в пользу управления активами.

За 2012 год Mail.ru Group увеличила выручку на 39% до 21,15 млрд рублей, чистую прибыль — на 36% до 8,499 млрд рублей. Показатель EBITDA вырос на 38% до 11,534 млрд рублей, рентабельность EBITDA составила 54,5% в 2012 году, следует из неаудированной отчетности интернет-холдинга. По данным TNS Russia, в декабре 2012 года месячная аудитория портала Mail.Ru в России составила 33,3 млн пользователей.

По сравнению с 2011 годом компания замедлила рост. В 2011 году выручка интернет-холдинга росла на 58,6%. Неаудированная чистая прибыль в 2011 году увеличилась на 156,9%, рост EBITDA составлял 136,8%.

В 2012 году медленнее остальных направлений росли доходы от медийной рекламы — на 14,1% до 5 млрд рублей. Рекламодатели начали снижать расходы во втором полугодии 2012 года, в основном из-за запланированного сокращения рекламных мест и запрета рекламы на алкоголь, кроме того, измеритель рейтингов TNS поменял методику подсчета, и на рынок был неожиданно выброшен дополнительный телевизионный инвентарь.

Сильного влияния на показатели интернет-холдинга эта ситуация не оказала, так как компании обеспечивали рост другие направления, говорит председатель совета директоров и гендиректор Mail.Ru Group Дмитрий Гришин. «Несмотря на усложнение ситуации на рынке медийной рекламы во втором полугодии, все остальные направления бизнеса компании продолжили демонстрировать уверенный рост, — прокомментировал он. — Выручка от контекстной рекламы продолжила расти вместе с рынком, но во втором полугодии мы ощутили замедление темпов роста доходов от медийной рекламы. Это было обусловлено сочетанием ряда факторов: запланированным сокращением рекламных мест на некоторых наших площадках, запретом на рекламу алкоголя и изменениями на рынке телевизионной рекламы».

Всего доходы от рекламы у Mail.ru выросли на 23,1% с 6 до 7,44 млрд рублей, в том числе выросли доходы от контекстной рекламы — на 44,3% до 2,4 млрд рублей.

Быстрее всего у Mail.ru Group растут доходы от социальных сервисов (Community IVAS) – именно они стали ключевым источником дохода компании, которые обеспечили рост показателей, признает Гришин. Сектор вырос на 78,7% до 6,74 млрд рублей.

Под управлением Mail.ru Group сейчас находятся социальные сети «Одноклассники» и «Мой мир», сервисы моментальных сообщений ICQ и «Агент Mail.Ru». Также российскому интернет-холдингу принадлежит пакет 39,99% акций «ВКонтакте» и 21,35% Qiwi.

В 2012 году компания продолжила развивать собственное игровое направление, выручка от которого выросла на 24,3% до 4,73 млрд рублей. «Warface внесла значительный вклад в общий успех игрового направления: число пользователей и доходы от игры продемонстрировали быстрый рост, а сама игра к концу года вошла в топ-3 самых доходных игр в нашем портфолио», — говорит Гришин. В 2012 году компания готовится выпустить еще несколько игр, а также будет выводить некоторые игры на зарубежные рынки.

В ноябре 2010 года, когда Mail.ru Group вышла на Лондонскую фондовую биржу, ей принадлежали миноритарные пакеты в трех международных интернет-компаниях: 2,4% социальной сети Facebook, 5,13% Groupon и 1,4% Zynga. Во время IPO Facebook в мае 2012 году группа продала часть ее акций на $855 млн, а в августе объявила о выплате большей части этой суммы — $795 млн — в виде специальных дивидендов.

Когда истек мораторий на продажу дополнительного пакета акций Facebook, продажа возобновилась, так что сейчас в распоряжении Mail.ru Group осталось 0,52%. Расстаться с этим пакетом Mail.ru Group получит право в мае 2013 года. Также Mail.ru Group полностью вышла из состава акционеров Groupon и Zynga.

По состоянию на 31 декабря 2012 года на счетах Mail.ru Group оставалось 28,78 млрд рублей. Практически все свободные средства компания потратит на выплату дивидендов – в понедельник, за день до публикации финансовой отчетности, совет директоров интернет-холдинга одобрил выплату дивидендов $899 млн (27,24 млрд рублей), или $4,3 за акцию.

Замедление темпов роста характерно для отрасли. В 2011 году «Яндекс» наращивал выручку на уровне 60%, а чистую прибыль на 51%. Выручка компании за 2012 год увеличилась на 44%, чистая прибыль на 42%.

Рост выручки Mail.Ru в 2013 году продолжит замедляться до 24%, прогнозирует аналитик «Уралсиб Кэпитал» Константин Белов. По прогнозам самой компании, в этом году выручка вырастет на 25,8%. Рынок насыщен, а Mail.ru становится развитой компанией, рост выручки у которой в ближайшие годы будет стабилизироваться. «Такой рост, который Mail.ru Group демонстрировала в прошлые годы, характерен для раннего периода развития IT-компании. Сейчас компания достигает пика роста, после которого рост финансовых показателей должен стабилизироваться», — говорит Белов.

Но сокращение рынка медийной рекламы не сильно отразилось на показателях Mail.ru Group, уверен Белов. Большую часть доходов Mail.ru Group генерирует за счет платных социальных сервисов и игрового направления, которые продолжают расти.

По мнению аналитика Rye, Man & Gor Securities Ксении Арутюновой, замедление темпов роста для технологических компаний приемлемо для инвесторов. «На рынке происходит неизбежное насыщение и усиливается конкуренция. Невозможно каждый год фиксировать настолько большой рост показателей», — объясняет она.

Бумаги Mail.Ru в Лондоне во вторник поднялись на 2,6% до $36,46 за акцию. Капитализация составила $7,34 млрд.