Пенсионный советник

Шереметьево выходит из конфликта интересов

Зумруд Рустамова, жена Аркадия Дворковича, курирующего в правительстве транспортный блок, покидает совет директоров Шереметьево

Алина Черноиванова 21.02.2013, 19:00
Аркадий Дворкович с супругой Зумруд Рустамовой и сыном Павлом Валерий Шарифулин/ИТАР-ТАСС
Аркадий Дворкович с супругой Зумруд Рустамовой и сыном Павлом

Зумруд Рустамова, жена Аркадия Дворковича, курирующего в правительстве транспортный блок, покидает совет директоров Шереметьево. Единственная причина – нормативная база, не допускающая работу независимым директором в компании более пяти лет, утверждает она. Развитием Московского авиаузла продолжит заниматься Игорь Шувалов: это не только транспортный, но и крупный инфраструктурный проект, поясняет источник в правительстве.

Зумруд Рустамова, заместитель гендиректора «Полиметалл УК» и жена вице-премьера Аркадия Дворковича, покидает совет директоров «Международного аэропорта Шереметьево» (МАШ). Это следует из списка кандидатов в совет директоров МАШ, утвержденного премьер-министром Дмитрием Медведевым: Рустамовой среди кандидатов нет.

Кандидаты на вылет

В списке кандидатов от правительства нет двух действующих членов совета – гендиректора ЗАО «ОПК-Инвест» Всеволода Вуколова (независимый директор) и замглавы Росавиации Константина Махова (государственный поверенный).

Правительство выдвигает девятерых. Четверо – кандидаты, не входившие в СД Шереметьево. Это бывший губернатор Калининградской области, а сейчас глава совета директоров ОАО «Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний» и президент «УК Боос Лайтинг Групп» Георгий Боос (представитель государства), старший вице-президент Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий Алексей Бельтюков, гендиректор «ИД «Финансовый контроль» Александр Голубченко и президент Гильдии финансовых менеджеров Александр Плешаков.

Пятеро – действующие члены совета директоров компании. Это гендиректор аэропорта Михаил Василенко, глава «ВЭБ Капитал» Юрий Кудимов (сейчас – председатель совета директоров) и советник гендиректора ФГУП «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» Юрий Медведев, а также замдекана Высшей школы экономики Анна Белова и председатель совета директоров ООО «Группа «Каскол» Сергей Недорослев. Недорослев входит в совет в качестве независимого директора с 2012 года, Белова – с 2008-го (в 2008 году независимым директором в Шереметьево стала и Рустамова). Сейчас правительство выдвигает Белову как государственного поверенного.

«Да, я с сожалением в июне покидаю СД Шереметьево, так как, в соответствии с постановлением правительства 738, после пяти лет работы в СД общества больше не могу быть выдвинута туда в качестве независимого директора, — пояснила Рустамова в Twitter. – Это единственная причина».

Соответствующее постановление правительства «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»)» от 2004 года не прописывает 5-летний срок, но, по мнению Александра Филатова из «Ассоциации независимых директоров», эта норма может быть прописана в рекомендациях Росимущества.

В совете директоров МАШ Рустамова возглавляла комитет по кадрам и вознаграждениям. По ее представлению в декабре 2012 года в правлении Шереметьево появились три новых заместителя генерального директора: совет директоров одобрил назначение заместителем по правовым и организационным вопросам Александра Ильина, замом по инвестициям и коммерческой деятельности – Сергея Ярышева, заместителем по экономике и финансам – Александра Олейника. Кадровые решения объяснили усилением команды для реализации масштабной инвестиционной программы.

После назначения Дворковича в правительство и закрепления за ним транспортного блока Рустамова не стала выходить из совета директоров Шереметьево, так как вопросы развития Московского авиационного узла остались за первым вице-премьером Игорем Шуваловым. И после выхода Рустамовой из совета директоров МАШ ситуация не изменится, утверждает федеральный чиновник.

Московский авиационный узел является не только транспортным, но крупным инфраструктурным проектом – это и сами аэропорты, и аэродромы, автомобильный и железные дороги, ведущие к аэропортам, и государственное имущество, и тарифная политика, и международные связи, поясняет источник в правительстве. Поэтому куратором проекта изначально был выбран и остается первый вице-премьер Шувалов, он ведет эту работу в том числе в сотрудничестве с профильным вице-премьером Дворковичем, с профильными министерствами и ведомствами.

Шувалов возглавляет рабочую группу, по заказу которой независимые консультанты разрабатывают стратегию развития авиаузла. Первые выводы на этот счет, согласно графику работы группы, ожидаются до 15 апреля 2013 года, а в полном объеме работа будет завершена до 1 июля 2013 года. Во втором квартале 2013 года правительство должно представить доклад президенту о проделанной работе.