Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Зефир в шоколаде

20 сентября исполнится восемьдесят пять лет автомобильной истории марки Lincoln — одного из наиболее известных брэндов в разряде «люкс».

Иногда диву даешься, какими удивительными нитями были переплетены судьбы промышленных гигантов. Да, две марки, дравшиеся за богатых клиентов все XX столетие, Cadillac и Lincoln, основал один и тот же человек, инженер Генри Лиланд. Один из создателей автомобильного Детройта, он сам перед этим работал у Сэмюэла Кольта (у последнего начинали и другие промышленные монстры, например, Бенни Гочкисс).

Именно полковник Кольт со своими револьверами положил начало взаимозаменяемости деталей.

До тех пор, например, курок от одного ружья не всегда подходил к другому. Эту технологическую находку Лиланд позже с успехом привил автомобильному Детройту, и нет необходимости объяснять, какие «тектонические» последствия это вызвало. Кроме основания Cadillac Лиланд до Lincoln успел поработать с Генри Фордом, организовать производство запчастей для Oldsmobil да и ещё очень многое успеть.

Вскоре «дядя Генри», как его называли детройтцы, основал компанию Lincoln (неизвестно, что сам покойный Авраам Линкольн думал обо всей этой затее: его просто угораздило оказаться первым президентом, за которого Лилэнд проголосовал). Фирма была открыта на $10 млн, полученных от правительства США: дело в том, что Лиланду удалось заполучить огромный заказ на строительство двигателей для аэропланов, которым предстояло обуздать немцев. Но последние благоразумно капитулировали, и золотой поток вскоре пересох. Тогда Лиланд вновь взялся за автомобили и 20 сентября 1920 года с помпой представил модель L. Специалисты утверждали, что на этой машине стоял лучший восьмицилиндровый двигатель из всех созданных в те годы в США, и ее дизайн был великолепен.

Продажи были колоссальны, но, увы, все опять накрылось.

Фирма угодила в «яму» обычного циклического кризиса, спрос упал, и в феврале 1922 года Lincoln прибрал к рукам старый друг Лиланда Генри Форд. Кроме $8 млн, уплаченных за компанию, «Форд» добавил по собственной инициативе отцу и сыну Лиландам ещё и по солидному чеку. А дальше были золотые двадцатые и отделение «люкс» компании Ford просто не могло не процветать. Вся Америка купалась в шоколаде. В 1924 году президент Келвин Кулидж сделал Lincoln президентским авто, и вскоре эти машины прочно прописались в Белом Доме, а вскоре замелькали и в Кремле. В эпоху сухого закона высоко ценили простор и ходовые качества марки и «теневые власти» — бутлегеры.

Рассказывать о Lincoln можно долго, но самое интересное в его истории случилось не в шоколадных двадцатых, а в период Великой депрессии.

Настоящие брэнды, как и настоящие друзья, познаются в беде.

Тогда, казалось, Америка пала. Ее мощные дорогие машины некому было покупать. В это время Lincoln представил сравнительно недорогую обтекаемую машину, словно облитую патокой. Её кузов в стиле streamline решительно опережал время: спереди казалось, что в одно целое соединены передние крылья, капот и радиатор, фары были встроены в крылья, аэродинамичные формы причудливо сочетали мягкую округлость линий и острые углы.

Сбоку могло показаться, что перед вами небольшой эсминец: острие капота было сродни носу корабля.

Zephyr (так называлось авто, и что-то нежно-кондитерское в нем, безусловно, было) имел двигатель V12 объемом 4,4 л. и являлся первой серийной американской моделью с несущим кузовом. Он стоил всего $1275 — вдвое дешевле самого дешевого Lincoln KA, основы модельного ряда фирмы (а Ford V8 — прототип «эмки» — и вовсе стоил $500). Сваял авто дизайнер Джон Тьярда (John Tjaarda), голландец по происхождению. Машина появилась в 1936 году, а уже в 1939-м было продано более 29 тыс. машин — совсем неплохо для марки «люкс». И, хотя Ford Motor вряд ли что-то грозило в тридцатых, Zephyr стал достойным флагманом модельного ряда Форда.

В войну Lincoln строил кузова для джипов, танки и двигатели для бомбардировщиков. Вскоре после войны наступила эпоха процветания, и Lincoln, вернувшийся к матерым роскошным автолайнерам, тоже сорвал свой банк.

<1>Правда, в пятидесятые и шестидесятые Линкольн все же болтался в тени «крылатого кадиллака», однако по-прежнему оставался среди небожителей американского авто-Олимпа. Так, в 1973 году «Линкольн-Континентал» был подарен президентом Никсоном Леониду Брежневу во время его визита в Штаты. Когда подарок представили, Брежнев сел за руль и предложил Никсону занять место рядом. Через миг «Линкольн» резко взял с места и на огромной скорости понесся неизвестно куда. Американцы растерялись, а тем временем машина уже набрала под двести и неслась по одной из аллей. Говорят, Никсон потом с ужасом вспоминал, как он заметил впереди объявление об ограничении скорости из-за зигзага дороги и понял: русский генсек английского не знает. Но отличный водитель Брежнев вовремя почувствовал неладное и успел вывернуть машину. Потом мягко притормозил на лужайке, спокойно вышел и похвалил «Линкольн». Через минуту вышел потный Никсон и что-то выцедил про трудности взаимопонимания с Советами. Эту историю можно было бы с ходу отнести в разряд баек, но ее рассказывали с разными деталями вполне серьезные люди, включая переводчика генсека Суходрева и историка Роя Медведева.

Оставшись на пару с Cadillac хозяином ниши длиннющих лимузинов, Lincoln стал героем всевозможных мафиозных, политических и любовных боевиков, где его взрывали, разбивали и использовали как таран. Например, в знаковой комедии восьмидесятых «Данди-Крокодил» чернокожий шофер лимузина сорвал полумесяц, украшавший его багажник, и, словно бумеранг, метнул его в напавших на австралийского гостя сутенеров.

Не отстали и отечественные киношники: в сериале «По имени Барон» крестный отец в исполнении «графа калиостро» Нодара Мгалоблишвили ездил в Lincoln и чуть было не взорвался вместе с ним.

И сегодня длинный, важный и прожорливый Lincoln — по-прежнему олицетворение настоящего жизненного шоколада.

Новости и материалы
Россияне останавливаются в трехзвездочных гостиницах
Трамп пообещал «очень усердно работать» над окончанием конфликта на Украине
Боец ВС РФ рассказал, что ВСУ готовы отступить из Курахово
Си Цзиньпин рассказал о планах Китая на морской коридор в Латинскую Америку
Суд решил не приобщать выводы медиков к делу экс-замминистра энергетики Яновского
Дело журналистки Кеворковой направили в прокуратуру
Россиянам рассказали, как спланировать траты перед Новым годом
Меньше половины компаний верят в конкурентоспособность российских сервисов ПО
В Совфеде предложили запретить овербукинг на авиарейсах
Пленный рассказал о побеге мобилизованных ВСУ из немецкого учебного центра
В МАГАТЭ рассказали о противодействии атакам Израиля на ядерные объекты Ирана
Трамп определился с кандидатом на пост министра по делам ветеранов
Более 10 стран захотели купить российский подавитель «роя» беспилотников
Три страны сформируют секретариат взаимодействия в АТР
В России разрабатывают законопроект о регулировании bug bounty
Каждый пятый россиянин хочет жить не менее 100 лет
Пленный заявил об обучении военнослужащих ВСУ в Германии
Си Цзиньпин заявил о готовности Китая внести вклад в экономику АТР
Все новости