О расколе в Совете министров обороны СНГ стало известно сегодня — на следующий день после того, как в казахстанском городе Щучинске было подписано соглашение об инвентаризации переносных зенитно-ракетных комплексов, оставшихся в бывших советских республиках, и усилении контроля за их экспортом и импортом. В частности, сообщалось, что министры обороны договорились предоставлять друг другу информацию обо всех сделках с ПЗРК и даже утвердили порядок обмена сведениями.
Инициатива принадлежала Сергею Иванову, который напомнил своим коллегам о недавнем совместном заявлении глав государств «большой восьмерки», подписанном на саммите в Эвиане. В нем были слова о необходимости глобального контроля за трафиком ПЗРК для того, чтобы они не попадали в руки террористов. Упоминание о контроле за ПЗРК было продавлено, конечно, американской стороной, приводившей в пример вреда бесконтрольного трафика зениток случай с обстрелом советскими «Иглами» израильского самолета в Кении. Впрочем, Россия страдает от неконтролируемого оборота «Игл» и «Стрел» ничуть не меньше. По оценкам экспертов, несколько десятков ПЗРК, произведенных еще в советское время, находятся в руках чеченских боевиков. Причем они регулярно ими пользуются, сбивая российские вертолеты и в горах на юге Чечни, и прямо в окрестностях базы Ханкала. Впрочем, как известно, чеченцы получали оружие не из бывших советских республик. Более распространена версия о том, что главным образом ПЗРК боевикам доставались от российских военных.
Во вторник выяснилось, что вчерашняя российская победа может считаться таковой только наполовину.
«На заседании Совета министров обороны стран Содружества, которое прошло в Казахстане в минувший понедельник, предложение российской делегации об ужесточении контроля за продажей ПЗРК не поддержали представили военного руководства Азербайджана, Грузии, Узбекистана и Украины», — сказал «Интерфаксу» неназванный представитель штаба по координации военного сотрудничества СНГ. Кроме того, к решению не присоединилась Туркмения, представитель которой на встречу министров обороны не прибыл. Так что перевес сторонников России оказался совсем незначительным – контролировать продажи ПЗРК согласились Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия и Таджикистан.
Соглашение о контроле за оборотом ПЗРК и вовсе теряет смысл для России, если учесть, что именно отказников — Украину, Азербайджан и Туркмению – российские военные эксперты подозревают в причастности к оружейному трафику.
В конце прошлого года с подачи того же Иванова дело дошло до публичного скандала. Как объявил тогда министр, за время войны в Чечне были найдены несколько десятков ПЗРК «Игла» с заводскими номерами. Обижать соседей по СНГ Иванов не стал и среди возможных поставщиков ПЗРК назвал только прибалтийские республики, сообщив, что прежде всего именно их властям направлены дипломатические ноты с просьбой провести ревизию имеющихся у них зенитно-ракетных комплексов.
Впрочем, если соглашение и не стало для России большой военной победой, то, по крайней мере, может обернуться маленьким дипломатическим выигрышем. Например, на Западе прекрасно знают, что в Казахстане, как и на Украине, после распада СССР осталось огромное количество советских ПЗРК. В середине 90-х разгорелся скандал вокруг их незаконных поставок в воевавшую Югославию. Так что согласие Нурсултана Назарбаева отчитываться о продажах ПЗРК Москве наверняка зачтется.