В интернете больше всего сайтов Поля Мориа на японском языке. Официальный фэн-клуб Поля Мориа тоже японский. Это странно: на самом деле настоящая духовная родина Поля Мориа — Россия.
В Стране понятно какого солнца музыка этого французского композитора, бэндлидера и шоумена отнюдь не льется из каждого динамика, а у нас даже в самой глухой глуши, где нет радиоточки, не найти ни одного человека, незнакомого с творчеством великого композитора.
И ладно бы только пресловутый «Жаворонок» — культовая заставка к передаче «В мире животных». Еще десятки позывных радио- и телестанций, чуть ли не 24-часовое сопровождение радио и телепередач, музыка мобильников, ресторанов и лифтов – все это было беззастенчиво спирачено еще в советские времена. Даже если в эфире Мориа поубавилось, то в российской генетической памяти его бессмертные мелодии тилиликают постоянно.
Кроме «Жаворонка», «Токкаты» и «Голубой любви» — авторских шедевров Поля Мориа, известны еще десятки аранжировок известных популярных тем кинокомпозиторов и поп-маэстро — все еще более сладостно, приподнято, чувственно и сусально, чем в оригинале. Человек, который может пересахарить Нино Рота или переприподнять Эннио Морриконе, заслуживает только преклонения. Впрочем, его дефицитом Мориа не страдал по крайней мере с середины шестидесятых, после того как основал свой оркестр. До этого сорокалетний классический музыкант пробавлялся аранжировками и аккомпанементом разным певцам, в том числе и молодым шансонье Азнавуру и Монтану.
После началась непрерывная полоса успеха, в ходе которой были выступления в качестве равноправного партнера со всеми имеющимися французскими звездами, гастроли по всему миру и гигантское количество альбомов скромным общим тиражом в 30 миллионов экземпляров – для индийского кинокомпозитора с пятидесятилетней карьерой сущие копейки, но в Европе вполне достойная цифра.
В России Мориа бывал дважды, первый раз в середине семидесятых с Мирей Матье, второй – в восьмидесятых уже как самостоятельная знаменитость. Третьего приезда не будет — стар стал великий человек. Мориа семьдесят восьмой год, и хотя в широкой прессе и пресс-релизах этот вопрос не очень освещается, Сам в Москву не собирался. Чем его пенсия чревата для русской публики, сказать сложно.
Оркестр Мориа всегда отличался рекордной даже по поп-оркестровым стандартам текучкой кадров – вместо постоянного состава были дирижер, стиль и жесткие профессиональные требования. С уходом лидера на давно заслуженный отдых такие проекты, как правило, долго не живут.
Впрочем, подозревать организаторов концерта в самом шоколадном зале страны, Государственном Кремлевском дворце, в повторении истории с оркестрами Глена Миллера и Дюка Эллингтона или совсем уж неприличной аферы с воскресшей из мертвецов группой «T-Rex» нет никаких оснований. А сама по себе возможность послушать поп-музыку, какой она должна быть, дорогого стоит.
Орегато, Пори-сан орокесторо!
16—17 декабря, 19.00.