Что изменилось
в Сирии за год

Инфографика
Виктория Волошина
о новых идеях сэкономить
на стариках

Компьютеры наносят ответный удар

Рынок персональных компьютеров стабилизировался после долгого падения

Юнна Коцар 14.01.2015, 08:41
Сергей Севостьянов/ТАСС

Рынок персональных компьютеров сумел стабилизироваться после нескольких лет падения. Пользователи закончили переход с домашних ноутбуков на планшеты и смартфоны и готовы снова начать приобретать компьютеры.

В четвертом квартале 2014 года рынок ПК наконец стабилизировался после нескольких лет падения. Это демонстрируют сразу два исследования от аналитических компаний IDC и Gartner.

Как сообщается в отчете Gartner, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года поставки ПК в четвертом квартале 2014 года выросли на 1% и достигли 83,8 млн устройств. Это первый случай позитивной динамики рынка персональных компьютеров с 2012 года.

Отчет IDC выглядит более пессимистично: согласно ему, поставки ПК за этот период сократились на 2,4%, составив 80,8 млн устройств. Но даже это демонстрирует положительную динамику: по предварительным прогнозам, поставки настольных компьютеров и ноутбуков должны были сократиться на 4,8%.

Стоит отметить, что в исследовании Gartner учитывались такие категории устройств, как десктопы, ноутбуки и Windows-планшеты. Гаджеты на Chrome OS в статистике не учитывались. IDC же включила в исследование настольные ПК, ноутбуки и хромбуки, но не стала учитывать планшеты.

Прошедший год был сложным для индустрии ПК: третий год подряд продажи компьютеров в количественном выражении уменьшались. В целом, по данным IDC, за год было поставлено 308,6 млн устройств, на 2,1% меньше, чем в 2013-м.

На развитых рынках поставки ПК устойчивее, чем на развивающихся, отмечают аналитики. В Европе и США рынок стабилизировался еще ранее в прошлом году, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе, за исключением Японии, начал успокаиваться в последнем квартале года.

Процесс стабилизации рынка ускоряется благодаря росту популярности более дешевых устройств, в частности хромбуков (ноутбуки на операционной системе Chrome от Google) и «бюджетной» платформы Windows 8+ Bing, упрощенной версии Windows для недорогих гаджетов.

«Рост Chrome, Bing, трансформеров, ультратонких устройств и систем с тач-управлением делает ПК более привлекательными и конкурентоспособными, — говорит старший аналитик IDC Раджани Сингх. — Тем не менее некоторые из преимуществ относительно невелики, и ослабление таких драйверов, как рекламные акции ОС Bing и прекращение поддержки Windows XP, ставит под сомнение силу этого рынка в 2015 году».

Важную роль недорогих и компактных ПК в стабилизации рынка отмечают и аналитики Gartner. Именно праздничные покупки, прежде всего недорогие ($200–300) ноутбуки и устройства с отстегиваемыми дисплеями, стали главным драйвером роста рынка, сообщается в их отчете.

Самым крупным поставщиком ПК в мире остается китайская компания Lenovo, в то время как HP стала лидером по поставкам в США.

По данным Gartner, Lenovo поставила почти пятую часть (19,4%) всех ПК в мире в последнем квартале 2014 года. HP занимает второе место, отставая меньше чем на 1% (18,8%). При этом Lenovo активнее растет в США и Европе, а HP — в странах Азии.

Далее в рейтинге производителей ПК следуют Dell (12,7%), Acer (8,1%) и Asus (7,5%). На устройства других производителей приходится 33,4% рынка.

Причина падения популярности десктопов и ноутбуков — глобальный тренд по замене пользовательских ПК на смартфоны и планшеты.

Его пик пришелся на 2013 и первую половину 2014 года, считает главный аналитик Gartner Микако Китагава.

«Теперь, когда планшеты по большей части проникли на ключевые рынки, траты пользователей медленно переключаются обратно на ПК», — добавил он.

Появившись на рынке, планшеты «переманили» на свою сторону многих пользователей, прежде пользовавшихся ПК дома, например, для казуальных игр, просмотра сериалов или для общения в соцсетях. Планшеты прекрасно справляются со всеми этими и многими другими задачами, кроме того, они компактные и, как правило, стоят дешевле «полноценных» компьютеров. Настольные компьютеры и ноутбуки продолжали покупать прежде всего для рабочего использования и компьютерных игр.

Учитывая достаточно долгий срок жизни ПК, многие пользователи, раздумывая над приобретением планшета или ноутбука, останавливали свой выбор на планшете как на более свежем и недорогом устройстве. Однако к настоящему времени рынки развитых стран оказались достаточно насыщены планшетами для того, чтобы люди вновь обратили внимание на персональные компьютеры.