Кольцевую покроют линиями

Напольная навигация появится на 49 станциях Кольцевой линии столичного метро и на пересадочных станциях внутри нее

Признанный удачным эксперимент по напольной навигации в столичном метро будет распространен на все станции Кольцевой линии и внутри нее. На новых московских территориях появится столичное «билетное меню». А продажа билетов на одну-две поездки сведется к минимуму.

Эксперимент по напольной навигации в метро признан удачным и будет расширен. Как сообщила в понедельник пресс-служба столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, напольные указатели появятся на всех станциях Кольцевой линии и пересадочных станциях внутри нее уже осенью. «Напольная навигация с указанием станций признана успешной и будет реализована на 49 станциях Кольцевой линии и пересадочных станциях внутри нее. Проект будет доработан и улучшен, дальнейшее расширение «пилота» запланировано на ноябрь текущего года», — говорится в сообщении.

Пилотный проект по использованию напольной навигации на станциях столичного метрополитена стартовал 25 февраля. Указатели разместили на станциях «Пушкинская», «Тверская» и «Чеховская». Напольная графика указывает на места открытия дверей вагонов, а также выходы в город и переходы на другие станции. По мнению авторов идеи, использование навигационной графики должно сохранить время пассажиров и сделать их проезд более простым, удобным и комфортным. «Эффективность проекта оценивалась по нескольким составляющим — опросы пассажиров на станциях, на сайте департамента, данные с камер об использовании пассажирами предложенных указателей. Маркировку входа-выхода на платформе делать не планируется. Но указатели действительно нужны в метро, москвичи их используют. Проект напольной навигации в целом был принят очень позитивно. Уверен, это полезные и нужные меры», — цитирует сообщение слова и.о. руководителя департамента Максима Ликсутова.

Специальные наклейки из ламинированной пленки, используемые для навигационной напольной разметки, должны прослужить около трех месяцев: таков гарантийный срок эксплуатации напольного покрытия. Как сообщал ранее журналистам замначальника службы движения Московского метрополитена Дмитрий Бузанов, это износостойкий материал, который используется во всех странах для напольной навигации и рекламы и в реальности сохраняет свои свойства до полугода.

В конкурсе на размещение напольной навигации победила фирма, предложившая, на взгляд специалистов, наиболее интересный дизайн и самую низкую цену — 1,9 млн рублей (начальная цена контракта составляла 2,2 млн рублей). Работа была выполнена за 10 дней.

С первых дней эксперимента горожане в Интернете отмечали разницу между восприятием «навигации» на чистом после ночной уборки полу и затоптанном спустя несколько часов после открытия метро. А также иронизировали по поводу актуальности напольной навигации в час пик.

По данным исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, решившего поинтересоваться мнением столичных жителей о новой системе указателей, напольную навигацию в метро одобряет почти половина пользующихся подземкой москвичей. Остальные относятся к креативным инициативам властей более критично.

«Обозначить границы остановки вагонов и дверей — хорошая идея. Надписи в час пик никто не увидит, главное — чтобы не сбили того, кто их начнет читать», — приводит агентство комментарий одного из своих респондентов.

«На мой взгляд, разметка у вагонов создает еще большую толчею при входе. Я делаю пересадку с «Пушкинской» на «Тверскую», и в часы пик там бывает очень много людей. Я не вижу никакой помощи от нее», — говорится в другом комментарии. «Напольная навигация бесполезна, не стоит потраченных денег!» — делает вывод еще один опрошенный.

Проводил опрос общественного мнения по проекту и сам департамент транспорта. В частности, горожан просили ответить, помогают ли им ориентироваться указатели пересадок и выходов в город, достаточно ли количество напольных указателей, полезно ли указание мест остановки дверей на платформе, получился ли простым и понятным принцип указания мест остановки дверей. А также предлагали высказать свое мнение по главному вопросу: стоит ли разместить подобные указатели на других станциях метро. По данным пресс-службы департамента, с 25 февраля в этом опросе приняло участие 18 608 человек. На вопрос о необходимости размещения на остальных станциях метро навигации положительный ответ дали 15 417 респондентов.

«По предварительным данным опроса, указатели пересадок и выходов в город помогают легче ориентироваться в метро большинству респондентов — 62%. Лишь 2% опрошенных ответили на вопрос об удобстве отрицательно, подчеркнув, что ориентироваться им стало сложнее», — говорится в сообщении ведомства. Практически все проголосовавшие положительно оценили появление указателей мест остановки дверей на платформе. При этом 69% опрошенных считают их простыми и понятными.

Кроме того, большинство респондентов департамента (41%) отметили, что напольных указателей недостаточно, их количество удовлетворило лишь 31% опрошенных.

По мнению экспертов, эти данные идеально подходят и для оправдания расширения «эксперимента» на большее число станций, и для увеличения числа указателей в одном месте. «Вряд ли можно назвать эту инициативу рациональной, — считает лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. — Деньги в напольную графику вкладываются большие, а пользы от нее немного».

Ранее в мэрии признали, что напольные наклейки, срок действия которых изначально оценивался в полгода, изнашиваются значительно быстрее.

В итоге было решено заменить эти наклейки цветными пластиковыми указателями, вмонтированными в мраморные плиты пола. Об этом сообщил в середине июня в интервью газете «Комсомольская правда» замглавы департамента транспорта Гамид Булатов. По его словам, в настоящее время на лестницах делают углубления, куда вклеивают желтые пластиковые полоски — они отмечают первую и последнюю ступеньки. «Это дороже, но служить вставки будут гораздо дольше и не будут пачкаться», — подчеркнул он.

Продолжает воплощаться в жизнь еще одна транспортная инициатива мэрии — поэтапное введение нового билетного меню. Как напомнила в понедельник пресс-служба департамента транспорта, продажа билетов на две поездки для проезда в наземном общественном транспорте у водителей больше не производится. «С 1 июля 2013 года прекращается продажа билетов «ТАТ» на две поездки водителями наземного общественного транспорта. Данная мера необходима для повышения безопасности и увеличения скорости движения наземного транспорта», — говорится в сообщении. Такие билеты по-прежнему продаются в киосках ГУП «Мосгортранс». А у водителя можно приобрести билет «ТАТ» на 4 и 40 поездок за 100 и 700 рублей соответственно, а также билет «90 минут» на одну или две поездки за 50 и 100 рублей.

По мнению чиновников, старые виды билетов теряют свою популярность у москвичей.

Около половины пассажиров в Москве пользуются единым проездным билетом на все виды общественного транспорта, сообщил журналистам в понедельник первый заместитель руководителя департамента транспорта Евгений Михайлов. Вторым по популярности, по его словам, является транспортная карта «Тройка», которую уже купили около 350 тыс. москвичей. Михайлов также отметил, что с 1 сентября на «Тройку» можно будет записать любой тариф, а также пополнить ее с помощью SMS-сообщений. Билет «90 минут» пользуется у пассажиров меньшей популярностью, так как многие москвичи с появлением «Тройки» перешли именно на электронную карту, считает Михайлов.

Чиновник также рассказал, что с 1 сентября новые билеты на общественный транспорт могут ввести на территории Троицкого и Новомосковского административных округов. Стоимость поездки на новых территориях Москвы планируется сделать такой же, как и в пределах МКАД. «Таким образом мы хотим уйти от зональности тарифа», — пояснил Михайлов.

Общественные организации тем временем продолжают заявлять о недостатках нового билетного меню.

Так, по мнению МОО «Союз пассажиров», проездной «90 минут» в Москве нужно доработать во избежание конфликтных ситуаций: из-за того что на билете «90 минут» время активации фиксируется только в электронном виде, а не печатается, могут возникать конфликтные ситуации. Кроме того, как считают в Союзе пассажиров, из-за введения такого билета может увеличиться число мошенников, подделывающих проездные, и число «подрабатывающих» пенсионеров, предлагающих пассажирам в часы пик пройти через турникеты по более низкой цене.

В организации «Общественный контроль» продажу проездных билетов, действующих 90 минут, назвали навязанной услугой, поскольку пассажиру приходится автоматически платить за наземный транспорт, даже если он не планировал пользоваться автобусом. Кроме того, по мнению правозащитников, отмена разовых билетов ущемляет права пассажиров метро, особенно тех, кто редко им пользуется. И в особенности людей, находящихся в Москве проездом: даже при заведении «электронного кошелька» человеку придется выложить за него залоговую стоимость 50 рублей, а при желании вернуть сам «кошелек» и деньги — тратить время на поиски места, где это можно сделать.

«Общественный контроль» сразу пообещал мэрии оспорить через суд отмену с 1 июля бумажных билетов на одну-две поездки и безлимитных билетов на метро. Однако пока иск не подан. «Подача иска откладывается, так как откладывается и само решение мэрии о полной отмене таких билетов, — пояснил «Газете.Ru» юрист организации Олег Фролов. — Мораторий на прекращение продажи билетов на одну-две поездки в метро снова продлен. Однако мы будем жаловаться на решение, касающееся Минтранса.

Хотя продажа билета водителем и является дополнительной услугой, мы будем обращать внимание Федеральной антимонопольной службы на ценовую политику, при которой услугу стоимостью 25 рублей продают за 100 рублей».

В мэрии эти претензии называют надуманными. Как заявил ранее журналистам Ликсутов, московские власти думают в первую очередь о большинстве населения города, которое получает возможность выбора наиболее удобного маршрута и билета. А что касается оплаты одной-двух поездок, то это можно будет сделать с помощью «электронного кошелька».

В Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) считают тарифную политику мэрии правильной и «очень современной».

«Изначально нас волновал возможный рост тарифов, но мы провели оценку и посчитали, что ограничений прав потребителей нет, — заявил «Газете.Ru» председатель правления КонфОП Дмитрий Янин. — Для разовой поездки можно купить «электронный кошелек», а затем сдать его и вернуть назад залоговую стоимость. Зато для тех, кто интенсивно использует метро, произошло значительное снижение цен на билеты. 20 рублей за поездку по билету на 60 поездок — это серьезное снижение. И это будет стимулировать отказ граждан от использования личного автотранспорта в пользу общественного».