Гаражи в охранных зонах амнистируют

Столичные власти намерены провести «амнистию» находящихся на природных территориях гаражей



Столичные власти намерены упростить процедуру строительства на природных и озелененных территориях...

Столичные власти намерены упростить процедуру строительства на природных и озелененных территориях детских садов и школ

ИТАР-ТАСС
Столичные власти намерены провести «амнистию» находящихся на природных территориях гаражей, а также упростить процедуру строительства на них детсадов и школ. По мнению экспертов, в случае принятия документ способен нанести серьезный ущерб городской экологии.

Столичные власти намерены упростить процедуру строительства на природных и озелененных территориях детских садов и школ, а также строительства детских садов на жилых территориях, не подлежащих реорганизации. Соответствующий поправки в Градостроительный кодекс Москвы и городской закон «О защите зеленых насаждений» внес в Мосгордуму мэр Сергей Собянин.

В пятницу законопроект был рассмотрен на заседании комиссии по перспективному развитию и градостроительству в закрытом для прессы режиме.

Как говорится в предлагаемом законопроектом дополнительном пункте 5 ст. 56 Градостроительный кодекс, «для разработки градостроительного плана земельного участка существующего, планируемого на природной территории, озелененной территории объекта капитального строительства общеобразовательного или дошкольного образовательного учреждения режим использования и режим регулирования градостроительной деятельности устанавливается правовым актом Правительства Москвы». Аналогичные изменения предлагается внести в отношении детских садов, которые размещаются на не подлежащих реорганизации жилых территориях.

«Строительство и функционирование детских садов и школ на озелененных территориях не противоречит функциональному назначению указанных территорий, не приводит к изменению границ озелененной территории и одновременно выполняет задачу защиты здоровья детей», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме того, предполагается исключение из состава особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий участков, на которых расположены гаражи.

Согласно законопроекту, в срок до 1 июля 2012 года должен быть выпущен правовой акт правительства города, устанавливающий перечень таких участков. Для чего уже до 1 мая необходимо определиться с тем, какие структуры мэрии займутся обследованием природных территорий на предмет выявления на них гаражей.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, речь идет о территориях, «фактически занятых объектами гаражного назначения и по сути уже давно не выполняющих природозащитных функций». «В подавляющем большинстве случаев режим ООПТ был установлен на эти территории, не взирая на наличие на них объектов гаражного назначения, причем такие случаи имели массовый характер. В итоге владельцы гаражей не могут обеспечить нормального развития своего гаражного комплекса, привести свои гаражи в цивилизованное состояние, а их права на пользование гаражами существенно ограничены и постоянно оспариваются в судах», — говорится в пояснительной записке.

По мнению председателя комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, тема «амнистии гаражей» давно назрела. Участки, на которых долгие годы находятся гаражные кооперативы, относятся к природному комплексу лишь формально. «Существующие на птичьих правах гаражи надо узаконить и внести их во все городские планы. И, при этом, обязать владельцев гаражей привести их в порядок и благоустроить территорию», — заявил депутат «Газете.Ru».

О каком количестве гаражей, и на каких конкретно территориях идет речь, ответить без проведения обследования специальной имущественной комиссией, трудно, пояснил Москвин-Тарханов.

«И это обследование должно быть проведено не на бумаге, а в реальности. Пока погода этого не позволяет, но уже в мае можно будет приступить к работе по обследованию природных и озелененных территорий», — говорит он.

Что касается упрощения согласования строительства на зеленых территориях детских учреждений, то, по мнению, депутата, они должны находиться в наиболее благоприятных условиях. «Детские сады у нас в приоритете. И находиться они должны на природе, а не на помойке», — заявил он.

Законопроект будет рассмотрен на ближайшем пленарном заседании Мосгордумы, 12 апреля. По мнению Москвина-Тарханова, принимая во внимание наступление весеннего сезона, целесообразно принять документ в целом, не слишком затягивая процесс технической и редакционной правки. Разделяет это мнение и вице-спикер Мосгордумы, председатель фракции ЕР Андрей Метельский, обещавший подготовить предложения и поправки уже к первому чтению документа.

По словам лидера фракции КПРФ в Мосгордуме Андрея Клычкова, в таком виде фракция вряд ли сможет поддержать законопроект. «Нельзя решать проблемы одних людей за счет других, — заявил Клычков «Газете.Ru». – Амнистия гаражей, вместо их цивилизованного вывода с природных территорий с предоставлением других участков, это попытка уйти от существа проблемы. То же самое касается и строительства детсадов». Кроме того, по мнению Клычкова, перед внесением документа в городской парламент необходимо было проработать его с департаментом природопользования, чтобы потом не было сложностей. Дело в том, что предложенный законопроект противоречит федеральному природоохранному законодательству. И прежде, чем его принимать, следует выйти в Госдуму с инициативой об изменении действующего федерального закона.

Поправки мэра, разрешающие нецелевую застройку природных (лесов, речных долин) и озеленённых территорий (парков и др.) нарушают сразу несколько федеральных законов, считают и независимы эксперты-экологи.

По заключению руководителя Московского городского общества защиты природы Галины Морозовой, нарушаются Земельный кодекс РФ (ст. 85 «Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий», 95 «Земли особо охраняемых природных территорий»), ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 58. «Меры охраны природных объектов», ст. 59. «Правовой режим охраны природных объектов», ст. 61. «Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений»), ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 27. «Режим особой охраны территорий памятников природы»).

«Действующее федеральное законодательство запрещает хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на природные территории. И касается это, в первую очередь, капитального строительства, — считает Морозова. – Строительство общеобразовательного или дошкольного образовательного учреждения возможно только на участках данного назначения с уже оформленными земельно-правовыми отношениями – так называемые участки сторонних землепользователей, причём расположенные на периферии природной или озеленённой территории».

Что до огульного бескомпенсационного исключения занятых гаражами участков из границ ООПТ, то в предложенной редакции эта норма, по мнению Морозовой, должна быть полностью исключена из законопроекта. (Раньше при корректировке границ ООПТ к природному комплексу хотя бы присоединяли другие, компенсационные участки). По ее мнению, при решении вопроса существования гаражей на ООПТ должны учитываться такие факторы, как законность их размещения, наличие оформленных земельно-правовых отношений, местоположение гаражей по границе ООПТ или внутри ООПТ, экологическая значимость занятых гаражами земельных участков (водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, эрозионно опасные участки, близость к местообитаниям объектов животного и растительного мира, занесённым в Красную книгу Москвы), а также экологический вред, причиняемый гаражами природным комплексам.

«Российским законодательством установлена презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, — напоминает эксперт. – Поэтому, принимая данный закон, необходимо чётко и однозначно установить, в каких случаях допускается исключение из границ ООПТ земельных участков, занятых объектами «гаражного назначения», и в каких целях и с какими экологическими ограничениями они могут быть использованы».

И в любом случае, «подготовку такого документа должны осуществлять не архитекторы и градостроители, а специалисты по охране природы и окружающей среды», убеждена эксперт.

«До 2010 года Москва по своей природоохранной политике лидировала среди мировых столиц, — говорит Морозова. – Это и выделение экологического каркаса города – его природного комплекса, формирование сети ООПТ, издание Красной книги Москвы как официального документа правительства Москвы. Однако, с приходом нового руководства российская столица в этом отношении была отброшена во времена Хрущёва, что демонстрирует и последний внесенный мэром законопроект».