Инвалидов лишают профессии

В Москве может быть ликвидировано единственное профессиональное учебное заведение для подростков-инвалидов

,
Thinkstock/Fotobank.ru
В Москве может быть ликвидировано единственное профессиональное учебное заведение для подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями. Педагоги подыскивают новые места работы, учащихся чиновники обещают перевести в другой колледж. Но, по мнению экспертов, учиться они там, скорее всего, не смогут.

В Москве закрывают единственное профессиональное учебное заведение для подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями – расположенный в четырехэтажном особняке на Большой Спасской улице Центр социально-трудовой адаптации и профориентации. Как рассказали «Газете.Ru» родители учащихся, проблемы начались с момента перехода на новую систему финансирования учебных заведений, при которой объем этого финансирования напрямую зависит от числа учащихся. При численности в 120–130 учащихся, выживать на полученные по нормативам средства специализированное учреждение для инвалидов не может. Поэтому возникла идея передать Центр из ведения департамента образования департаменту соцзащиты (при существующих в нем финансовых нормативах выжить инвалидному учреждению было бы легче).

«Идея выглядела вполне логично, и мы успокоились, — рассказала «Газете.Ru» мама учащегося Центра с редким заболеванием «трисомия девятой хромосомы» Мария Литвинова. – Однако две недели назад мы узнали, что согласовано решение о передаче Центра в качестве структурного подразделения колледжу профтехобразования № 5. Но этот колледж не имеет никакого опыта работы с инвалидами таких категорий, как наши дети».

Родители учащихся официально обратились за разъяснениями в департамент образования. Пока ответа нет, однако, как понял из разговора с представителями департамента член управляющего совета центра Александр Штольберг, учреждение все-таки не будут переводить в подчинение департамента соцзащиты, а прикрепят к другому колледжу. «Как сказала в разговоре женщина из департамента, родители будут довольны и детям не будет хуже», — рассказал Штольберг.

Идея переподчинения центра была поддержана руководителями обоих департаментов и заместителем мэра по социальному блоку Людмилой Швецовой, рассказал «Газете.Ru» источник в мэрии.

Однако после перехода Швецовой в Госдуму практически согласованный процесс передачи учреждения застопорился. И было принято новое решение о передаче центра в один из профессионально-технических колледжей, что фактически означает его закрытие как специализированного учреждения для инвалидов. «Педагоги уже подыскивают себе работу, — рассказал источник. – Очень жаль и эти кадры, и само хорошо приспособленное для обучения такой категории детей учреждение. Этот центр заслуживал право на существование».

По информации инициативной группы родителей, в пятницу планируется встреча директора центра Виктории Яковлевой и представителей департамента образования, в ходе которой чиновники озвучат решение относительно дальнейшей судьбы учебного заведения и его учеников.

Сама Яковлева от каких-либо комментариев отказалась. В секторе специального коррекционного образования городского департамента образования «Газете.Ru» сообщили, что вопрос находится в стадии рассмотрения и окончательное решение еще не принято.

В колледже легкой промышленности № 5 «Газете.Ru» пояснили, что пока никаких письменных распоряжений насчет присоединения центра социально-трудовой адаптации и профориентации к ним не поступало, но разговор об этом ведется. «Нам пока что сообщили только устно, что, может быть, присоединят, но письменных распоряжений или приказов не было, — рассказала сотрудница администрации колледжа. — Если решение все же будет принято, то у нас есть подготовка детей восьмого вида (имеется в виду программа коррекционных учебных заведений, которые называются школами восьмого вида – «Газета.Ru») по специальности «швея», есть какие-то кадры, но больше ничего сказать не могу, поскольку никаких письменных инструкций у нас еще нет».

Между тем в центре на Большой Спасской учащихся готовят с учетом особенностей их развития по профессиям «мастер растениеводства», «повар», «кондитер», «швея», «вышивальщица текстильно-галантерейных изделий». Кроме того, учащиеся получают здесь медицинскую, психологическую, социальную и педагогическую помощь (используются методы аутотренинга, релаксации, медитации, самомассажа и др.)

Среди почти 60 московских психолого-педагогических и медико-социальных центров только здесь молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет с ограниченными интеллектуальными возможностями могут получить профессию.

Еще три городских центра социально-трудовой адаптации и профориентации («Академический», «Гагаринский» и «Ясенево»), работающие в том числе и с нуждающимися в психолого-педагогической помощи детьми с психосоматическими и неврологическими отклонениями, занимаются профориентацией и консультируют по вопросам трудоустройства.

Как рассказали в одном из этих центров, среди профессиональных колледжей Москвы есть несколько приспособленных для обучения подростков-инвалидов по зрению и слуху. «В таких колледжах созданы группы со специальными условиями для обучения таких детей, но их, конечно, единицы, и они очень затратны, — рассказал собеседник «Газете.Ru». – Но для их выпускников худо-бедно создаются рабочие места. А молодых людей с задержкой психического развития вообще не трудоустроишь — вот и не хотят на них тратиться (в специализированных школах на таких детей приходится по три педагога). Поэтому и ликвидируют этот центр под маркой развития инклюзивного (совместного) образования».

По словам уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, он понимает опасения родителей. Но, по его мнению, дело не в ведомственной принадлежности учреждения (тем более что в учреждениях соцзащиты тоже будет вводиться система нормативного финансирования), а в том, чтобы сохранить при реорганизации работающую успешную схему. «По отношению к таким детям опасна любая организационная трансформация, — пояснил омбудсмен. – Но в Москве есть положительный опыт: в технологическом колледже № 21 создан и успешно работает по специальным программам центр социальной адаптации и профессиональной подготовки учащихся с очень серьезными проблемами развития. Более того, для дальнейшего трудоустройства выпускников при колледже создан так называемый «Центр ремесел».

Между тем, по мнению клинического психолога Елены Скляр, польза инклюзивного образования неочевидна даже для здоровых детей. «Я не видела серьезных работ о том, как это влияет на нормально развивающихся детей, зато работала в дошкольном учреждении, где внедряли инклюзивное образование, — рассказала Скляр. – В подростковом коллективе немного легче: нравственные позиции учащихся уже сформированы. Но, при всей нашей толерантности, степень нарушения психики больных детей и их поведение необходимо постоянно отслеживать. Вы представляете себе уровень компетентности педагогов, которые это могут контролировать?»

По словам завотделом Московского НИИ психиатрии Минздравсоцразвития Татьяны Клименко, во всем мире существуют отдельные учреждения для лиц с проблемами развития: для них требуются специальные и очень разные (в зависимости от заболеваний) подходы и методики.

При совместном обучении со здоровыми учащимися инвалиды будут страдать и в образовательном плане, и в моральном – их надо еще научить интегрироваться в коллектив здоровых сверстников, а с другой стороны, этот коллектив может их и не принять, считает Клименко. «Конечно, отдельное обучение экономически невыгодно, — соглашается эксперт. – Но есть еще морально-нравственный эффект по воспитанию общества. Сегодня мы из экономических соображений отказываемся учить детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. А завтра по примеру фашистов начнем убивать психически больных людей для оздоровления нации».

По мнению зампреда комитета Госдумы по образованию Олега Смолина, проблема спровоцирована именно экономическими факторами. При этом ни в одной стране мира подушевое финансирование не является единственным принципом финансирования школ и образования вообще, отмечает он. «Я изучал британский опыт: они опробовали принцип подушевого финансирования еще в 90-х годах и пришли к выводу, что если использовать только этот способ, то резко растет неравенство образовательных возможностей, поэтому они дополнительно ввели другие принципы финансирования», — рассказал Смолин «Газете.Ru».

В частности, отмечает депутат, дополнительно финансируются учебные заведения, которые принимают детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и в особенности детей с инвалидностью. «Нужно поменять законодательство и принять принцип, по которому не менее 30% денег учебные заведения должны получать независимо от количества душ — на общие потребности, — считает Смолин. — Меня уверяли, что московский закон о подушевом финансировании тщательно выравнен по всем видам и типам учебных заведений и проблем не будет. Видимо, они ошиблись».