«Идеальная площадка для теракта»

Система безопасности в Московском метрополитене не в состоянии отсеивать террористов

Система безопасности Московского метрополитена не в состоянии защитить пассажиров от террористов. Сотрудники подземки говорят, что со времен терактов 2004 года изменилось немногое. Эксперты с ними согласны. Но в МВД и МЧС претензий к системе безопасности метро нет.

После последнего теракта в метро российские власти и руководство подземки заявляли, что в столичном метрополитене будет создана непроницаемая для террористов система безопасности. Тогда, в феврале 2004 года в перегоне между «Павелецкой» и «Автозаводской» взорвал себя террорист-смертник, погиб 41 человек, еще 134 пассажира были ранены.

Как заявили «Газете.Ru» в МВД России, «за последние годы был принят ряд весьма серьезных мер, по усилению безопасности на метрополитене, в том числе по результату обмена опытом с иностранными коллегами».

Главное новшество, которое появилось в метро после взрывов на «Автозаводской», — централизованная система видеонаблюдения, говорят в правоохранительном ведомстве.

«В метрополитене с недавнего времени установлены системы видеоконтроля — практически на всех станциях, а также сигнальные колонны, которые позволяют быстро и оперативно совершить экстренный вызов», — напомнил «Газете.Ru» официальный представитель МВД, полковник милиции Олег Ельников.

На нововведения было потрачено как минимум 795 млн рублей, об этом ранее сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источник в столичной администрации. Система видеонаблюдения для 81 вагона затребовала 76 млн рублей, введение 110 колонн экстренного вызова обошлось еще в 94 млн рублей. Плюс к этому, в метро была смонтирована единая радиоинформационная сеть стоимостью более 625 млн рублей.

Претензий к безопасности столичного метрополитена не предъявляет и МЧС.

«У нас нет особых вопросов к метро, никаких проблем не было, — сообщила «Газете.Ru» начальник управления информации МЧС России Ирина Андрианова. — Мы постоянно проводим совместно учения по эвакуации пострадавших. Сейчас разворачивается система оповещения ОКСИОН — общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения. Она сейчас имеет наземные экраны — плазменные панели с бегущими строками, в частности во время данного ЧС было задействовано 52 экрана, на которых сообщалось о произошедшем, указывались маршруты автобусов, номера больниц. Такие же экраны сейчас появляются в метро».

Но сами сотрудники метрополитена о системе безопасности подземки иного мнения.

«После трагедий 2004 года в составах закрепили сидения: раньше их можно было просто поднять и положить все, что угодно, — рассказала «Газете.Ru» председатель независимого Союза работников метрополитена Светлана Разина. — Их нельзя поднять, если не знать, как они открываются. Сперва машинистов обязали после завершения рабочего дня проходить по составу и проверять каждое сидение. Это, конечно, было утомительно, да и машинистам не оплачивается работа ночью — они предпочитали быстрее уйти домой. Затем эта функция была передана милиционерам. Но в итоге сейчас эти сидения проверяются только иногда в депо — когда состав идет в ремонт».

Что касается систем видеонаблюдения, то, говорят работники метрополитена, серьезного антитеррористического эффекта от них нет. «Помимо столбов вызова в вагонах на двух ветках, в том числе на Сокольнической, действительно были установлены камеры, но они работают в режиме записи, которая хранится 72 часа, — пояснила Разина. — Записи просматривают сотрудники депо. Картинка с камер наблюдения на станциях выводится на экраны в ситуационный центр, где их постоянно просматривают операторы. Но пассажиропоток настолько огромный, что углядеть в толпе террориста просто нереально».

В итоге, по мнению работников метро, сегодня реальную преграду террористам могут оказать только сотрудники милиции, которые останавливают подозрительных людей и проверяют их.

«Но всех не проверишь, к тому же сейчас сотрудники милиции не патрулируют станции, а сидят на своих постах, — пояснила Разина. — То есть, на мой взгляд, столичное метро не защищено от взрывов».

По словам источника «Газеты.Ru», знакомого с системами безопасности, после терактов 2004 года в столичной подземке действительно «не было сделано вообще ничего».

«90% безопасности в метро зависит от человеческого фактора. Сотрудники должны быть в каждом вагоне — как в Западной Европе, именно так обеспечивается охрана метрополитена в Лондоне и других европейских городах, плюс к тому необходимо качественное видеонаблюдение и квалифицированные специалисты, которые отслеживают картинку в постоянном режиме. – говорит он. – А у нас нет ничего: ни подготовки, ни стимула. Поэтому проникновение в метро, даже не на станции – вопрос одной-двух недель. Зайти можно как угодно и с чем угодно».

«Метро – идеальная площадка для теракта. Удивительно, что так мало взрывают», — заключил он.

«Видимо, нельзя говорить, что система срабатывает, обеспечивает безопасность, раз такое произошло, значит, преступники нашли брешь, — считает член комитета Госдумы по безопасности, генерал-лейтенант милиции Алексей Розуван. — Значит надо находить другие возможности, другие пути, чтобы такого не происходило». «Надо принять дополнительные меры, которые бы исключали проход в метро людей со взрывчаткой, — говорит он. — Оборудовать турникеты и проходы техническими средствами, которые могли бы улавливать взрывчатку. Такое есть в некоторых странах. Это, конечно, будет вызывать некоторые неудобства, но, когда речь идет о безопасности, то надо мириться с этим. Мы же принимали подобные меры в аэропортах, и сначала были возмущения, сейчас все привыкли. Конечно, в метро поток совершенно другой, чем в аэропортах, но тут надо думать».

Правда, в МВД на это ответили, что о такой же системе безопасности в метро, как в аэропортах, мечтать россиянам все равно не стоит.

«К сожалению, сделать в метрополитене такую же систему безопасности как в аэропортах или на массовых мероприятиях вроде концертов — фактически нереально, и в первую очередь из-за громадного пассажиропотока, которая приведет к коллапсу, — заявил «Газете.Ru» Ельников. — Кроме того, система безопасности в аэропортах вроде бы сделана так, что никаких лазеек для террористов быть не может. Но был же случай, когда человек со взрывчаткой попал на борт американского самолета». Тогда на борт самолета Амстердам — Детройт проник террорист — уроженец Нигерии, однако бомба не сработала и он был задержан. «И это ультрасовременная система, которая стоит безумных денег, это тщательный контроль, и все равно такой случай произошел, — продолжил Ельников. — Но это аэропорты, там годовой пассажиропоток меньше, чем в московском метро за неделю. Если в метро будут также досматривать пассажиров, то Москва встанет».

Что же касается газовых анализаторов, распознающих взрывчатку, которые когда-то обещали поставить в метро, то, как рассказал «Газете.Ru» источник в министерстве внутренних дел, этим аппаратам все равно необходимо некоторое время для того, чтобы уловить в воздухе частицы взрывчатки. Кроме того, стоимость этих приборов достаточно высока.

Поэтому пока вопрос, изменит ли что-нибудь в системе безопасности подземки последняя трагедия в метрополитене, остается открытым.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть