Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Минфин направил налоги

Минфин опубликовал основные направления налоговой политики

Рустем Фаляхов 05.07.2011, 20:54
ИТАР-ТАСС

Стабилизация дефицитного бюджета остается приоритетом государства на ближайшие годы, декларировал Минфин в опубликованных во вторник «Основных направлениях налоговой политики». Ведомство Алексея Кудрина планирует повышение налогов и компенсирует потери от снижения страховых взносов за счет обложения зарплат, превышающих 512 000 рублей за год.

Минфин опубликовал основные направления налоговой политики до 2014 года. «Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы», — говорится в документе.

Достичь стабильности будет трудно в условиях дефицита федерального бюджета, отмечают в министерстве. Это возможно только при постепенном увеличении доходов, «не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть», в том числе налогов .

Первый пострадавший — «Газпром». Налог на добычу полезных ископаемых при добыче газа будет повышен со следующего года до 431 рубля за тысячу кубометров, с 2013 года — до 502 рублей, а с 2014-го — до 544 рублей.

На этот год ставки НДПИ на газ установлены в размере 237 рублей за 1000 кубометров. Минфин рассчитывает получить за счет этого 185 млрд рублей.

Акцизы на крепкий алкоголь и табак повышаются в разы. Пиво и вино также будут обложены повышенным налогом.

Ведомство Алексея Кудрина пока не видит возможности введения налога на недвижимость с 2012 года, говорится в основных направлениях. Об этом же сообщил во вторник статс-секретарь, замминистра финансов Сергей Шаталов.

«Я просто не представляю, как это можно сделать. Должна быть массовая оценка рыночной стоимости объектов недвижимости. Пока этого нет», — сказал Шаталов. Ранее власти не исключали введения налога на недвижимость (объединит налог на землю и налог на недвижимое имущество) с 2012 года. Ставка налога составит 0,1—0,3% рыночной стоимости объекта налогообложения.

Ставки обязательных страховых взносов снизятся. В 2012—2013 годы — с 34% до 30%, а для малого производственного и социального бизнеса и некоммерческих организаций — с 26% до 20%. Эти ставки в 2012 году будут взиматься с годовой зарплаты в 512 тыс. руб. (сейчас в 463 тыс). В результате выпадающие доходы составят около 400 млрд рублей.

Часть из них Минфин вернет за счет тех, кто зарабатывает за год больше 512 тысяч. Вводится ставка 10% от зарплат, превышающих 512 тысяч рублей, для всех налогоплательщиков и 7% для малого неторгового бизнеса. Это позволит снизить объем выпадающих доходов бюджета на 160 млрд рублей.

Эксперты с таким предложением не согласны. «Считаю спорной подобную практику льготирования налогообложения оплаты труда, поскольку льготы для одних компенсируются повышением нагрузки на других, в то время как объем потребляемых социальных услуг, в оплату которых и уплачиваются социальные взносы, не различается», — говорит Эдуард Кучеров.

В ближайшие три года Минфин продолжит практику стимулирования венчурного финансирования. С этой целью была установлена ставка налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц в размере 0% от продажи акций высокотехнологичных российских компаний. Но выдвигается условие: необходимо владеть этими акциями на праве собственности более 5 лет. Минфин обещает разработать порядок, по которому акции компаний будут признаваться акциям высокотехнологичного сектора экономики.

В основных направлениях предлагается узаконить поэтапную отмену единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и перевод малого бизнеса с 2012 года на патентную систему. В Госдуме аналогичный законопроект принят в первом чтении. Выбирать между патентом и переходом к другим режимам налогообложения — основному или упрощенному — предприниматели смогут самостоятельно. За счет этого власти рассчитывают сделать сбор налогов более предсказуемым.

Ставка единого налога в настоящее время составляет 15% от величины вмененного дохода, ставка по патенту — 6%, уточняет адвокат МКА «Легис Групп» Владислав Кочерин. «Но не стоит забывать, что местные власти будут вправе увеличить ставку по патенту в два раза, кроме того, плата за патент производится до осуществления деятельности, а при ЕНВД — после ее осуществления», — говорит Кочерин.

Отдельную главу основных направлений Минфин посвятил уровню налоговой нагрузки на экономику. Минфин уверен, что совокупно налоги на протяжении последних шести лет «существенно снизилась» — с 36,5% ВВП в 2005 году до 31,7% ВВП по итогам 2010 года.

Тенденцию на снижение налоговой нагрузки подтверждают и в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. «По нашим расчетам, налоговая нагрузка составила в прошлом году 30,7% ВВП, в 2005 году она была на уровне 35%», — говорит ведущий эксперт ЦМАКП Елена Пенухина. По ее мнению, нагрузка снизилась в основном за счет антикризисных мер, принятых правительством. В 2009 году, на дне кризиса, налоги составляли 29% ВВП.

Теперь источником дополнительных поступлений в бюджетную систему Минфин считает совершенствование налогового администрирования. «Улучшение собираемости одного только НДС может дать бюджету до 0,5% ВВП», — говорит Пенухина. По ее мнению, Минфину необходимо стремиться хотя бы к среднеевропейскому уровню администрирования НДС — 88%. В Великобритании аналогичный налог взимается на 98%. Российский показатель 2010 года — 77%. В 2009 году этот показатель проваливался до 63%.

В сфере международного сотрудничества Минфин готовит новые соглашения об избежании двойного налогообложения.

В октябре 2010 года был подписан протокол к такому договору между Россией и Кипром. Это позволит российским налоговым органам получать информацию о реальных получателях доходов в виде дивидендов, процентов и роялти.

Завершены аналогичные переговоры с Латвией, Белоруссией, Люксембургом, Швейцарией, а также Китаем, продолжаются переговоры с Австрией, Казахстаном, Мальтой, Финляндией.

По мнению Виталия Иваненко, партнера BDO в России, Минфин считает главной задачей обеспечение налоговых доходов бюджета, а не создание стимулов для развития экономики.

«Минфин строго следует этой цели. Не удивительно, что в основных направлениях закладывается рост акцизов на алкоголь и табак, рост налога на добычу природного газа, сокращение специальных льготных режимов налогообложения и других налоговых льгот, рост налогов с недвижимости, принадлежащей физическим лицам», — говорит Иваненко. Нельзя сказать, что появились какие-либо сюрпризы. Ожидать значительных перемен в этой сфере в ближайшее время не стоит, резюмирует эксперт.