Центр стратегических разработок, участвующий в разработке реформы пенсионного обеспечения, подготовил концепцию (имеется в распоряжении «Газеты.Ru») развития пенсионной системы. Документ предусматривает создание накопительного пенсионного фонда с государственным участием (ГНПФ). Переходный период для введения новой системы составит 5—10 лет.
Правительственные консультанты предлагают запретить гражданам, начавшим трудовую деятельность и решившим участвовать в пенсионном страховании, формировать накопительную часть пенсии в Пенсионном фонде. За тех, кто не смог определиться, в какой системе добровольных накоплений они хотели бы участвовать — в ГНПФ или негосударственных пенсионных фондах (таких в России порядка 300), будет решать работодатель или государство. Сейчас накопительной частью пенсии управляют либо негосударственные пенсионные фонды (НПФ), либо частные управляющие компании, либо госкорпорация ВЭБ. Под управление последней передаются и накопительные части пенсий так называемых молчунов — людей, не сделавших осознанный выбор относительно инвестирования своих пенсионных накоплений.
ГНПФ фактически призван вытеснить ВЭБ, в котором сейчас аккумулированы средства граждан, которые не захотели передать накопительную часть пенсии в НПФ. Такие договоренности со всеми заинтересованными сторонами, как утверждает глава ЦСР Михаил Дмитриев, были достигнуты 30 апреля на совещании у вице-премьера Александра Жукова. По словам Дмитриева, государство, расширив возможности ГНПФ, будет, тем не менее, жестко контролировать их работу начиная с того, что чиновники будут формировать руководящие органы ГНПФ. Кроме того, будет создана система страхования пенсионных накоплений по типу Агентства по страхованию вкладов.
ЦСР предлагает закрепить обязанность накопительных пенсионных фондов «предлагать застрахованным лицам инвестиционный портфель с консервативной стратегией». Дополнительно могут предлагаться более рискованные стратегии. Пенсионные накопления застрахованных лиц, достигших предпенсионного возраста, должны переводиться исключительно в консервативный инвестиционный портфель.
ГНПФ будет обязан использовать международные стандарты представления результатов инвестирования и использовать рыночные индикаторы. Но получит широкие права по управлению пенсионными накоплениями.
Расширение перечня инструментов, доступных для инвестирования пенсионных накоплений, возможно за счет зарубежного инвестирования — в суверенные облигации иностранных государств, облигации иностранных коммерческих организаций, акции иностранных акционерных обществ, акции инвестиционных фондов. А также за счет вложений в паи инвестиционных фондов, инвестиций в расчетные товарные фьючерсы, включая золото, через паевые инвестиционные фонды.
Разрешаются инвестиции в недвижимость (через паи закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости) и даже высокорисковые венчурные инвестиционные фонды.
ГНПФ предлагается предоставить право «частично самостоятельно инвестировать пенсионные накопления, например в депозиты».
Сохранность пенсионных накоплений фонды будут обеспечивать за счет накопления страховых резервов и собственных средств управляющих компаний. «В некоторых случаях могут привлекаться и средства государственного бюджета», — оговариваются авторы концепции.
ЦСР предлагает не ограничивать сроки пенсионных накоплений для мужчин и женщин, а также сократить период, по истечении которого работник получает право на добровольное пенсионное накопление за счет работодателя: к 2023 году не более 10 лет, к 2030 году не более 5 лет, к 2035 году не более 3 лет.
ЦСР обозначил целевые ориентиры реформы: работники, заработок которых не превышает 415 тыс. руб. в год (по 2010 году), должны будут получать на пенсии половину своего заработка при условии уплаты страховых взносов в течение 30 лет. Для застрахованных лиц, заработок которых превышает 415 тыс. руб. в год, новая система должна гарантировать 40% заработка на пенсии. «Для самозанятых и не занятых в экономике лиц» пенсия составит 2,5 прожиточных минимума пенсионера.
Реформу предлагается завершить к 2023 году. К этому времени, как прогнозирует ЦСР, в негосударственных фондах могут участвовать 50% будущих пенсионеров.
Ранее Минздрав предлагал похожую схему, предполагавшую право граждан распоряжаться накопительной частью пенсий как добровольными взносами, сохранив при этом обязательность их отчислений. «С 2013 года, разумеется, с необходимым переходным периодом было бы рационально вывести накопительный компонент из системы обязательного страхования с сохранением его статуса как обязательного вида страхования, регулируемого нормами гражданского права», — заявлял в апреле этого года директор департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития Сергей Афанасьев в ходе «круглого стола» с участием бизнеса и профсоюзов. По его словам, пока накопительная часть пенсии встроена в обязательное страхование, возможности будущих пенсионеров, которые имеют на нее право (граждане, рожденные после 1967 года), по извлечению прибыли ограничены. Обе концепции пенсионной реформы фактически предлагают снизить отвественность государства за накопительную составляющую пенсий россиян.
При этом ни концепция Минздрава, ни концепция ЦСР не решают проблемы адекватного увеличения пенсионных накоплений для среднего класса — тех, кто зарабатывает в год не 415 тыс. рублей, а 1 млн рублей и более. Коэффициент замещения зарплаты у российского среднего класса, который выйдет на пенсию через 20—30 лет, даже после реформы по версии ЦСР составит едва 15%. Правда, в варианте Минздрава коэффициент замещения еще ниже.
«Если гражданин хочет накапливать на пенсию дополнительно, то должна быть хорошо работающая, освобожденная от налогов система НПФ под контролем государства, чтобы не было нарушений и обманутых вкладчиков. Тогда люди смогут понять, как эффективнее копить на старость — в банках или в НПФ», — говорит член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. По ее оценке, государство должно обеспечить пенсию не менее 40% к средней зарплате для каждого человека. Сейчас коэффициент замещения составляет 30%, во Франции, США и Японии — 50%, в Швеции и Германии — 65%, в Италии и Испании — 90%.
Убедить людей в необходимости участия в новой накопительной системе будут сложно. «Главная проблема пенсионного страхования — низкая ценность будущего для россиян. Население расценивает ситуацию как неопределенную, избегает долгосрочных вложений», — говорит руководитель департамента госконсалтинга ООО «Бизнес Решения» Алексей Калинин.