Из налогов вырос триллион

Дополнительные доходы бюджета за три ближайших года составят более триллиона рублей

,
ИТАР-ТАСС
Дополнительные доходы бюджета в три ближайших года составят более триллиона рублей, предполагает Минфин. Большая их часть будет получена за счет повышения налогов. При этом допдоходы будут потрачены в основном на выполнение повышенных социальных обязательств, а не на стимулирование экономического роста, единодушно утверждают эксперты.

«По разным оценкам, в зависимости от тех решений, которые будут приниматься, дополнительные доходы федерального бюджета в 2011 году составят 200 млрд рублей, в 2012 году — 370 млрд рублей и в 2013 году — 500 млрд рублей», — сообщил в среду глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Илья Трунин.

При этом доля предполагаемых неналоговых поступлений в этом прогнозе невелика — всего 60 млрд рублей ежегодно, все остальное — за счет увеличения налоговой нагрузки.

В частности, по словам чиновника, реализация мер, связанных с повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), на газ приведет к увеличению доходов бюджета на 51 млрд руб. в 2011 году, на 64 млрд руб. в 2012 году и на 69 млрд руб. в 2013 году. «Ставка НДПИ может быть увеличена с 2011 года на 61% со ставки, которая действует сейчас, а затем ежегодно индексироваться в соответствии с темпами прогнозируемой инфляции», — пояснил Трунин. Действующая ставка (419 рублей за тонну) не пересматривалась в течение семи лет, напомнил чиновник.

Кроме того, с 2013 года может быть установлена единая ставка экспортных пошлин для светлых и темных нефтепродуктов. Сейчас пошлина на светлые нефтепродукты выше, чем на темные ($179,9 за тонну и $96,9 за тонну соответственно).

«Мы в ближайшую трехлетку должны изменить подход к экспортным пошлинам на нефтепродукты, речь идет об установлении единой ставки пошлины на нефтепродукты без деления на светлые и темные. Мы предлагаем постепенно стремиться к этому результату и установить единую ставку на светлые и темные нефтепродукты на уровне 60% от ставки пошлины на нефть с 1 января 2013 года», — сообщил Трунин.

Курильщиков тоже привлекут к масштабному пополнению бюджета. Индексация акциза на табачные изделия должна увеличить доходную часть бюджета на 20 млрд руб. в 2011 году, на 35 млрд руб. в 2012 году и на 50 млрд руб. в 2013 году.

В бюджетном послании президент Дмитрий Медведев призывал увеличивать ресурсы бюджетной системы в первую очередь за счет более грамотного налогового администрирования и точечного повышения налогов на табак и алкоголь, но «осторожно подходить» к увеличению налогообложения, когда речь заходит о людях и бизнесе.

«Мы будем предлагать правительству и президенту, который будет принимать окончательное решение, повысить ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла и авиамоторный бензин на 1 рубль в расчете на 1 литр подакцизных товаров в течение 2011, 2012, 2013 годов»,

— сказал Трунин. В случае одобрения предложений Минфина, касающихся автовладельцев, допдоходы бюджета превысят 80 млрд руб. в 2011 году, 105 млрд руб. в 2012 году и 108 млрд руб. в 2013 году.

Это обернется «достаточно серьезной» нагрузкой на автовладельцев, признал Трунин. Но напомнил, что повышенный акциз будет компенсирован путем снижения ставки транспортного налога. По крайней мере,

Минфин за предложение сократить вдвое ставки транспортного налога и «предоставить возможность субъектам РФ принимать решения об отмене налога на легковые автомобили мощностью до 150 лошадиных сил».

Рассматривается и вопрос отмены транспортного налога для грузовых автомобилей, но владельцев грузовиков могут обязать платить сборы за проезд по дорогам федерального значения.

Предложения властей о переформатировании «бензиновых» налогов вызвали горячую дискуссию в обществе. В ряде регионов прошли акции протеста. Совет федерации в конце прошлого года отклонил принятые Госдумой поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие повышение ставки акцизов и удвоение транспортного налога. Судя по всему, власти поддержат предложение, впервые озвученное в мае этого года вице-премьером Сергеем Ивановым, об отмене транспортного налога. По его словам, расходы автовладельцев на содержание автомобиля будут определяться «в первую очередь количеством потребляемого топлива», то есть, будут зависеть от размера акцизов на топливо.

В заключение Трунин отметил, что говорить о более точных расчетах по допдоходам бюджета рано, так как решение по акцизам и транспортному налогу будут приниматься позднее, «на самом высоком уровне».

Эксперты знают, на какие цели пойдут дополнительные доходы: исключительно на социальные нужды. И, чтобы понять структуру распределения будущих доходов, достаточно посмотреть, как тратятся допдоходы этого года. Львиная доля пойдет на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда — 150 млрд руб. — и на другие социальные обязательства, а это почти 85% всех допдоходов 2010 года, подсчитал главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.

Что касается 2011 года, то вопрос, куда потратить «лишние» деньги, не актуален, полагает Осин. Все, что остается Минфину, — это финансирование взятых властями соцобязательств. Причем в строго рассчитанных рамках. Минфин сможет потратить дополнительно не более 295 млрд руб. «Это, по сути, и есть лимит на увеличение госрасходов, при превышении которого бюджетный дефицит России 2011 года не превысит плановые 4%», — говорит Осин. Если же принять все расходы в соответствии с имеющимися заявками от министерств и госкорпораций, то дефицит бюджета может легко удвоиться.

У Минфина есть все шансы побороться с лоббистами от бизнеса за повышение доходов за счет увеличения налоговой нагрузки, поскольку ситуация сейчас такова, что в мире «формируется тренд на сокращение дефицитов бюджетов, и наши власти тоже восприняли эту тенденцию», согласен руководитель аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин.

«Чем сильнее будут проблемы у государства с финансированием запланированных расходов, тем больше у Минфина шансов на принятие решений по увеличению ставок акцизов и НДПИ. Пока позиции «Газпрома» выглядят достаточно сильными, а потребности Минфина вполне покрываются возросшими доходами, и как минимум это позволяет отложить принятие решений Минфином»,

— уверен Сусин.

«Правильнее было бы потратить допдоходы на инвестирование и тратить как можно больше, однако в условиях незавершенной пенсионной реформы ситуация, наверное, безвыходная и большая часть денег пойдет на погашение дефицита ПФР», — говорит руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес решения» Алексей Калинин.

«Повышение акциза негативно скажется на всей экономике - повысятся транспортные издержки. Кроме того, предоставление льгот социально незащищенным категориям населения при этом подходе к наполнению бюджета будет технически сложно, в отличие от существующего транспортного налога», - говорит ведущий эксперт компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев. К тому же транспортный налог, хотя и собирается значительно хуже акциза, идет в региональные бюджеты непосредственно, а акциз потребует распределения через механизм трансфертов.

Власти активно ищут источники дополнительных доходов не только потому, что имеется дефицит бюджета на 2011 год (3,4% ВВП, или 1,7 трлн руб), а еще и потому, что в 2011 году состоятся парламентские, а в 2012 году президентские выборы. «Та же тема акцизов на бензин — чисто политическая тема. Размер ставки транспортного налога останется на усмотрение регионов, именно региональным властям придется держать ответ перед электоратом. Но акцизы на бензин поднимут. А в итоге вырастут и транспортный налог, и акцизы. Это же по-нашему!» — говорит руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.