Приоткрытые акционерные общества

Российские компании стали более прозрачными, но кризис может поменять тенденцию на противоположную

Екатерина Мереминская 13.11.2008, 15:20
Photos.com / East News

Российские компании в 2008 году стали более прозрачными, свидетельствует агентство Standard & Poor's и Центр экономических и финансовых исследований и разработок. Но тенденция может смениться на противоположную, ведь основной стимул к открытости — выход на фондовый рынок — в условиях кризиса неактуален.

Индекс транспарентности, или средний показатель раскрытия информации крупнейшими публичными российскими компаниями, в 2008 году вырос до 56% по сравнению с 54,6% годом ранее. Такие редкие теперь радостные новости поступили в четверг от службы рейтингов корпоративного управления международного агентства Standard & Poor's и Центра экономических и финансовых исследований и разработок при Российской экономической школе.

У компаний, которые попадают в рейтинг уже два года подряд, прозрачность растет еще быстрее. «50 из 71 компании, которые были включены в исследование как в 2007, так и в 2008 году, улучшили свой балл в среднем на 5 процентных пунктов», — отметила аналитик службы рейтингов корпоративного управления S&P Елена Пастухова. А средний балл по ним подрос на 2,5 п. п.

К тому же организации становятся более пунктуальны. «В последние годы мы также наблюдаем положительную тенденцию в сроках раскрытия отчетности по МСФО/ОПБУ США: в 2008 году 31% компаний выборки опубликовали данную отчетность до конца апреля (25% компаний в прошлом году). До годового собрания акционеров это сделали 64,4% компаний выборки (по сравнению с 60% в 2007 году)», — похвалила Пастухова.

Наибольший балл — 78% — получила компания «СТС Медиа». В прошлом году ее успехи оценили в 75%. «Также стоит отметить «Роснефть», которая поднялась на восемь позиций, заняв второе место в рэнкинге и вплотную приблизившись к лидеру», — написали авторы исследования. Впервые в десятку лидеров вошли ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) и ОАО «Трубная металлургическая компания» (ТМК). Обе они совершили головокружительный взлет: НЛМК поднялся с 20-го места на третье, а ТМК — с 18-го на шестое. Но наиболее значительное повышение уровня прозрачности показали АвтоВАЗ и ОГК-6, хотя они и не попали в топ-10, но увеличили свои индексы более чем на 15 п. п.

Эту тенденцию легко объяснить.

Повышением прозрачности мы обязаны фондовому рынку. Многие компании заранее начали работать над своими показателями, не предвидя обвала биржевых индексов.

«Процесс выхода на биржу уже запущен. Любая российская средняя, а тем более крупная компания стремилась на биржу. Без достаточной прозрачности это невозможно», — объясняет генеральный директор НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Тамара Касьянова.

Однако в 2008 году из-за кризиса ликвидности рынки капитала потеряли свою привлекательность. Поэтому своих владельцев, например, компании стали называть все менее охотно: суммарная капитализация всех пакетов с раскрытой структурой собственности в 2008 году составила 56,5% от общей капитализации выборки против 59,3% в 2007 году. «Основным стимулом для раскрытия информации о владельцах были даже не фондовые рынки акций, а зарубежные рынки долга, где невозможно провести эмиссию облигации без предоставления полных данных о владельцах и бенефициарах, — уточняет аналитик «Центр Инвест Групп» Владимир Рожанковский. — Поэтому с 2004 по 2007 год, когда был пик облигационных займов, у нас очень выросла прозрачность структуры собственников».

В дальнейшем из-за кризиса ликвидности ситуация только ухудшится. «Сейчас все размещения поставлены на паузу — мировые рынки лихорадит, везде кризис ликвидности», — говорит Рожанковский.

В нынешней ситуации по собственной доброй воле отечественные компании на раскрытие информации не пойдут.

«Россия традиционно не транспарентная страна — азиатские тенденции, авторитарное управление. Все это из политики переходит в бизнес», — считает Рожанковский.

Есть, правда, шанс, что компании продолжат процесс раскрытия информации в надежде на получение иностранных кредитов. Кризис может подтолкнуть динамику к повышению прозрачности компаний. «Ведь чтобы получить кредит в банке или финансирование из других источников, компаниям придется становиться все более прозрачными. В противном случае они не получат денег», — уверена Касьянова.

Но государственные вливания средств в экономику уменьшают этот шанс.

«Большинство средств в финансовую систему теперь приходит от государства, по его расчетам, эти деньги должны пойти в реальный сектор. А государство, при прочих равных, не заинтересовано, чтобы конечные собственники были раскрыты», — поясняет Рожанковский.