Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Козак возьмет финансы на себя

Минрегион собирается изменить налоговую систему России, чтобы стимулировать регионы к эффективной работе

Екатерина Мереминская, Наталия Еремина 22.10.2007, 17:34
ИТАР-ТАСС

Минрегион собирается изменить налоговую систему России, чтобы стимулировать регионы к эффективной работе. Предложения на этот счет ведомству Козака поручено представить в правительство. Это посягательство на полномочия Минфина и серьезная заявка на особый статус в правительстве.

«Мы будем выступать за то, чтобы сменить налоговую систему, чтобы были налоги, которые порождают интерес на месте к лучшей работе», — заявил замминистра регионального развития Камиль Исхаков на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс — Дальний Восток» в понедельник. «Если в регионах лучше работают, то должны и лучше жить. А сейчас те регионы, которые хорошо работают, больше платят налогов, при этом ничего не могут регулировать, и никакого интереса в итоге нет. Этот интерес снизу должен появиться — это наша осевая задача», — объяснил Исхаков. Налоговая реформа от Козака затронет не только регионы, но и уровень местного самоуправления. «У нас очень обижены все муниципалитеты, потому что финансовая основа муниципалитета сейчас составляет примерно 70% от полномочий, которые они должны выполнять», — добавил Исхаков.

Инициатива ведомства уже нашла поддержку сверху, дал понять замминистра. Именно Минрегиону, по словам Исхакова, дано право разработать методологию межбюджетных отношений и внести ее на рассмотрение в правительство.

Это серьезное наступление на полномочия Минфина, в чьем ведении находятся налоги и межбюджетные отношения. И Минрегион готов пойти с ним на конфликт, намекнул Исхаков. «Минрегионразвития — то самое министерство, которое все время будет находиться в противоречии с Минфином и Минэкономразвития, потому что мы защищаем интересы регионов, и наша задача — чтобы жизнь улучшалась у людей, начиная снизу», — сказал замминистра.

Заодно Минрегион обещает стать «занозой у всех остальных министерств — у Минздравсоцразвития, образования, культуры», которые должны будут согласовывать с Минрегионом свои программы. «В этом смысле наше министерство будет занимать в правительстве совершенно своеобразное положение. Министерства будут курировать отраслевое развитие, а мы — территориальное: как на каждой территории сходятся отраслевые интересы», — заявил Исхаков.

Пересмотр межбюджетных отношений действительно необходим, соглашаются эксперты. «В результате налоговой реформы количество налогов сократилось, но одновременно усилилась централизация их поступления», — говорит ведущий специалист налоговой практики группы компаний Energy Consulting Светлана Никитина. Согласно Бюджетному кодексу, налоговые поступления должны делиться поровну между центром и регионами. Но сейчас в федеральный бюджет отчисляется около 60% всех собранных налогов. Если раньше НДС частично шел в бюджеты регионов, то теперь он целиком отправляется в федеральный бюджет. То же произошло с налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Подобную централизацию поступлений, происходившую на протяжении нескольких лет, Минфин объяснял стремлением выровнять положение регонов.

Ведь запасы нефти и газа, формирующие НДПИ, и развитая промышленность, обеспечивающая поступления НДС и налога на прибыль, неравномерно распределены по территории страны. При этом граждане должны иметь необходимый размер социальных благ независимо от места проживания. Средства, забранные у богатых регионов, потом распределяются федеральной властью среди дотационных, объяснял Минфин.

Но такая политика не нравится не только регионам-донорам, но и тем, кто вот-вот должен избавиться от государственной помощи. «Все малодотационные регионы предпочли бы прямые поступления от налогов, чем трансферты из федерального бюджета, поскольку это, с одной стороны, повышает их финансовую самостоятельность, что дает возможность снять ряд ограничений по расходованию бюджетных средств и ослабить контроль со стороны федеральных органов, а с другой — увеличить общий объем доходов своих бюджетов», — замечает руководитель направления «Межбюджетные отношения» Центра фискальной политики Александр Дерюгин.

Впрочем, для этого есть и политические причины.

Финансовая засисимость от центра помогала дисциплинировать губернаторов в тот период, когда эта должность была выборной. После перехода к назначению губернаторов президентом такая необходимость отпала.

Зато возникла потребность в росте их ответственности. Исхаков весьма недвусмысленно объяснил, чем обернется для региональных властей большая финансовая свобода. «Мы же и будем спрашивать в дальнейшем с губернаторов. Вам дано это, вам дано то — давайте результаты, давайте улучшение уровня жизни на данной территории», — отметил замминистра.

Исхаков также сообщил, что Минрегион будет готовить предложения для администрации президента при выдвижении того или иного руководителя субъекта федерации.

«Главы регионов сегодня должны лично отчитываться перед президентом по итогам проделанной работы, — напоминает директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Предложение Исхакова о перераспределении полномочий направлено на то, чтобы дать губернаторам больше возможностей для финансового маневра. То есть это связано не столько с тем, что губернаторов стали назначать, сколько с повышением их ответственности».

Однако у Минрегиона не так много вариантов решения проблемы. «Сейчас практически нет налогов, которые можно было бы дополнительно закрепить за бюджетами регионов без дальнейшего увеличения их дифференциации по уровню доходов», — считает Дерюгин. По его словам, все относительно равномерные налоги — налог на доходы физлиц, все имущественные налоги — уже отчисляются в региональные и местные бюджеты. «Налоговые доходы федерального бюджета формируются в основном за счет НДС и налогов на ресурсы. Но они неравномерно распределяются по регионам. Налог на прибыль частично идет в федеральный бюджет, а большая часть — в региональный. Если налог на прибыль дополнительно передать регионам, то выиграют в основном те из них, кто уже и так не получает дотаций, а те, кто получает, останутся в проигрыше», — объясняет он.

Единственной эффективной мерой, по мнению эксперта, было бы изменение норм отчислений от акцизов на ГСМ и алкоголь.

«Сейчас часть доходов от акцизов поступает в общий пул, который затем распределяется по регионам. Но доля, которую получают субъекты федерации как дополнительный трансферт, сложилась исторически и не учитывает их потребности», — напоминает Дерюгин. Другим способом повышения финансовой самостоятельности регионов, по мнению эксперта, могло бы стать введение налога с продаж с одновременным сокращением ставки НДС и уменьшением общего объема помощи. Но от этой идеи правительство отказалось.

А вот Никитина видит смысл в возвращении «на места» НДПИ. «Нефтедобывающие технологии усложняются, а запасы нефти истощаются, — объясняет свою логику эксперт. — «Легкую» нефть, лежащую близко к поверхности, уже выбрали. Осталась нефть, требующая более сложных технологий бурения. Необходимы значительные инвестиции в разведку и добычу нефти. Если бы по НДПИ решили изменить ситуацию в положительную сторону для субъектов, то сырьевым регионам было бы проще справиться с этими задачами».

Но независимо от того, какие экономические решения в итоге будут приняты, политические дивиденды их авторам они точно принесут. «У Минрегионразвития сейчас есть предпосылки стать министерством номер два», — полагает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, оставляющий номер один все же за Минфином.