На этой неделе в прокат выходит фильм «Гнев» с Николасом Кейджем, в котором актер сыграл роль раскаявшегося гангстера, которого нагоняет прошлое в образе некогда ограбленного русского мафиози. Основой сюжета служит месть разъяренного отца за убийство дочери, и это один из самых банальных сценариев боевика, который может представить себе среднестатистический зритель. «Гнев» наверняка станет очередным поводом для уже набивших оскомину шуточек про Кейджа, которого в последние годы принято считать бездарностью, актером, единственным приемом в арсенале которого считается хрестоматийная скорбная гримаса. «Газета.Ru» не может согласиться с общепринятой оценкой способностей Николаса и предлагает вспомнить десяток блестящих работ в карьере неразборчивого в выборе ролей артиста.
«Птаха» (1984)
Классическая поствьетнамская драма автора «Стены» и «Полуночного экспресса» Алана Паркера. Кейдж сыграл здесь вернувшегося с войны сержанта Эла Колумбато, старающегося вернуть рассудок своему другу по кличке Птаха, которого Вьетнам сделал одержимым мыслью о том, что он может летать как птица. Саундтрек к картине сочинил Питер Гэбриел, а Кейдж в рамках погружения в образ потребовал, чтобы ему, как и его герою, вырвали без анестезии два коренных зуба.
«Воспитание Аризоны» (1987)
На роль придурковатого грабителя, женившегося на полицейской и похитившего на свою голову младенца, братья Коэн первоначально планировали взять Кевина Костнера. Однако актер отказался от такого риска для экранной репутации положительного героя боевика, и роль досталась 23-летнему Кейджу, никогда (и особенно на заре карьеры) не чуравшегося эксцентрики. В результате сыгранный им усатый неудачник Эйч Ай стал одним из ключевых экспонатов коэновского музея американских идиотов, а сам Кейдж укрепил свою репутацию смелого и пластичного артиста.
«Дикие сердцем» (1990)
Многие забывают о том, что снимающийся ныне во второсортных боевиках Кейдж успел поработать в лучших картинах ключевых американских режиссеров-авторов. Одну из лучших своих ролей он, в частности, сыграл в психоделическом роуд-муви Дэвида Линча. Николас здесь предстал в роли агрессивного юродивого по имени Сейлор, похищающего свою возлюбленную Лулу (линчевская муза Лора Дерн) из-под надзора властной мамочки. Кульминации их приключения, полные страсти и кровавого веселья, достигают в сцене в придорожном баре, где облаченный в пиджак из змеиной кожи (собственность актера) Кейдж поет «Love Me» Элвиса Пресли.
«Покидая Лас-Вегас» (1995)
Формально — высшая точка карьеры актера. За роль переживающего кризис и роман с проституткой алкоголика Бена в жесткой драме Майка Фиггиса Кейдж удостоился «Оскара» и «Золотого глобуса» в номинации «Лучшая мужская роль». Натуралистичность, с которой Николас изображает распад личности, и правда ужасает и берет за душу. Среди прочего, в процессе подготовки к съемкам Кейдж из творческих соображений стал много пить и посещать клиники для лечения от алкоголизма. В кадре актер также пьет настоящее спиртное.
«Скала» (1996)
Наиболее, вероятно, знакомый зрителю образ Кейджа — героя боевика с собачьими глазами — появился на съемочной площадке «Скалы» Майкла Бэя. Здесь он сыграл проходящего экстренный курс возмужания специалиста по химическому оружию, отправленного в компании бывшего агента MI6 (Шон Коннери) обезвредить военного преступника (Эд Харрис). Несмотря на то что роль Николаса в «Скале» скорее вспомогательная, он не только не теряется на фоне перформанса Коннери, но и находит возможность пустить в ход свою фирменную истерику в духе «Диких сердцем».
«Без лица» (1997)
Один из лучших голливудских фильмов гонконгца Джона Ву был бы совсем другим без Кейджа, которому здесь была поставлена небанальная задача — перенять повадки и мимику Джона Траволты, с героем которого он по сюжету меняется местами в результате пластической операции. Актер выполнил миссию блистательно, а сцены, в которых он проводит пальцами по лицу, будто пытается снять его как маску, помнит каждый, кто хоть раз видел этот классический боевик 90-х.
«Адаптация» (2002)
Точнейший фильм о кино вообще и муках сценариста в частности, «Адаптация», поставленная Спайком Джонсом по сценарию Чарли Кауфмана, стала напоминанием о драматическом таланте сыгравшего главную роль Николаса Кейджа, который к тому времени уже стал злоупотреблять ролями в фильмах категории B. Актер сыграл самого Кауфмана, написавшего сценарий о себе, пытающемся адаптировать роман «Вор орхидей». В процессе герой теряет чувство реальности, что приводит к ряду комических эпизодов, а Кейдж получает возможность пополнить галерею сыгранных им обаятельных психопатов.
«Плохой лейтенант» (2009)
Нулевые стали для Кейджа худшим временем в карьере — он снимался в дурных боевиках, лучшим из которых, вероятно, можно считать «Пророка» по рассказу Филипа Дика. Впрочем, эта картина тоже не снискала популярности и не вернула актеру ни славы, ни репутации. Положение несколько исправил великий баварский режиссер Вернер Херцог. Переехав в Лос-Анджелес и взявшись за первый фильм по чужому сценарию, он снял крайне вольный (от оригинала осталось, в общем, одно название) ремейк маргинального шедевра Абеля Феррары. В Кейдже Херцог разглядел ту самую способность к благородному безумию, которая была в Клаусе Кински, блиставшем в лучших фильмах режиссера. Николас оправдал возложенную ответственность сторицей: его совестливый, но постоянно накокаиненный полицейский намертво врезается в память, а фраза «Пристрели его еще раз — его душа еще танцует» могла бы в иные годы стать крылатой.
«Ученик чародея» (2010)
Поскольку падать в нулевые Николасу было уже некуда, он решился на эксперимент, взявшись за роль в диснеевской сказке. В результате сыгранный им косматый нью-йоркский волшебник Николас Блейк приобрел черты гота-эксцентрика, что сделало картину идеальной не только для детского, но и для семейного просмотра.
«Джо» (2013)
Последняя на данный момент несомненно сильная работа актера — южная драма от автора «Ананасового экспресса» Дэвида Гордона Грина. Кейдж неожиданно для зрителей перевоплотился из вечного нытика в бородатого лесоруба с тюремным сроком в прошлом и внутренними демонами в настоящем. «Джо» показал, что Кейдж, несмотря на спорную фильмографию, расширяющуюся из-за необходимости выплачивать долги за пьяные дебоши, все еще достоин входить в высшую голливудскую лигу. Более того, актер, в этом году отпраздновавший 51-летие, все еще не утратил способности к метаморфозам и в будущем вполне способен на эффектный камбэк в духе Роберта Дауни-младшего. Если, конечно, Николас, как и его коллега, найдет способ договориться с собственными бесами.