Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Один за всех, или Очень личное исполнение

В Москве прошел V Большой фестиваль Российского национального оркестра

В Москве прошел V Большой фестиваль Российского национального оркестра. В свой первый юбилей фестиваль утвердил свой статус одного из главных музыкальных событий московской осени. Однако главным гвоздем программы стала не подобранная со вкусом программа и не приглашенные музыканты, а шеф оркестра — Михаил Плетнев, дважды севший за рояль.

Большой фестиваль РНО не сразу завоевал публику, во многом это связано с выбранным временем его проведения: сентябрь — начало музыкального сезона в московских музыкальных театрах и залах, соскучившаяся за лето по музыке публика осенью начинала слушать давно запланированные абонементные концерты. В этих условиях РНО (один из лучших оркестров страны, профессиональную конкуренцию которому может составить разве что коллектив Мариинки), среди сезона имеющий достаточно много абонементных выступлений,

с фестивальной своей программой был не самым очевидным вариантом для публики.

Кроме того, программы первых фестивалей были избыточно пестрыми и популярными; своего слушателя оркестр, скорее, этим оттолкнул. К тому же первый фестиваль проходил на Новой сцене Большого театра — не самом выгодном с точки зрения акустики месте для красот симфонического репертуара.

Со временем баланс между популярным материалом и характерным для оркестра изысканным и выверенным репертуаром установился, а приглашенные первоклассные оперные звезды — среди которых были американское сопрано Лора Клейкомб, североамериканский тенор Лоуренс Браунли, болгарское меццо Веселина Казарова — сослужили хорошую службу репутации праздника. В конце концов у фестиваля появился собственный абонемент, а значит, выросла его доступность для бюджетных слушателей, составляющих ядро постоянной публики оркестра.

Практически на всех фестивальных вечерах бывали аншлаги.

В 2013 году отмечался 200-летний юбилей Рихарда Вагнера. Тем нетривиальнее и обаятельнее оказался ход Михаила Плетнева — он сделал ставку на сочинения Арама Хачатуряна, чей 110-летний юбилей мировая музыкальная индустрия пристального внимания не удостоила. Именно произведения Хачатуряна оказались самыми блестящими симфоническими моментами всего фестиваля, причем во многом благодаря молодому приглашенному французскому дирижеру Алену Альтиноглу — он не только мастерски нащупал связь с оркестром, но и очевидно поймал кураж. Правда, фигура француза поразила публику не только музыкальными достоинствами, но и невероятным внешним сходством с венесуэльским коллегой — вундеркиндом Густаво Дудамелем:

приземистый, юркий, с черной копной на голове Альтиноглу напоминал Дуди в том числе и темпераментной мануальной техникой.

В полной мере француз продемонстрировал ее, продирижировав «Лезгинкой», «Огнем», «Армянскими вариациями» и «Танцем с саблями» Хачатуряна из сюиты балета «Гаяне». Что касается Вагнера, то

Михаил Плетнев пообещал сыграть его, когда массовый ажиотаж вокруг фигуры немца поутихнет.

Именитых иностранных оперных звезд в этом году фестиваль не приглашал, а те, что приехали, не произвели на публику сильного впечатления. Впервые представленная в Москве оратория Массне «Мария Магдалина», произведение вообще довольно редко исполняемое, блестяще сыгранное оркестром, совершенно не удалось солистам — итальянке сопрано Микаэле Карози и тенору Грегори Уоррену, они попросту провалили свои партии. Но все это не имеет никакого значения, особенно для тех зрителей, кто смог попасть на один из вечеров с Михаилом Плетневым за роялем. Именно этим запомнится V Большой фестиваль РНО.

Спустя шесть лет разлуки с инструментом Плетнев впервые публично сел за рояль в декабре прошлого года на камерных «Декабрьских вечерах» в Пушкинском музее. Исполненный в филармонии концерт Гайдна ре мажор в компании оркестрантов из коллектива «Кремерата Балтика» заставил публику буквально вжаться в кресла от восторга.

После перерыва случилось еще одно удивительное событие — дуэт Гидона Кремера и Михаила Плетнева.

Скрипач и пианист, впервые сыгравшие вместе совсем недавно, погрузили публику в завораживающий транс. Десятая скрипичная соната Бетховена и ля-мажорная Шуберта в забитом под завязку зале звучали как скрытый от посторонних глаз откровенный и внимательный друг к другу разговор двух старых друзей. Сев за рояль снова спустя неделю, Плетнев сыграл Концертную фантазию Чайковского со своим оркестром. И снова это ощущение одновременного счастья и неловкости от присутствия во время очень личного и глубокого разговора, на этот раз с самим собой.

Новости и материалы
ЕС готовится к прекращению транзита российского газа через территорию Украины
В Набережных Челнах ученик младших классов поджег школу
В Госдуме отметили актуальность закона о расширении «дачной амнистии»
«Оказалась квадроберной»: в Екатеринбурге накрыли бордель с масками животных внутри
Рогов сообщил, что Энергодар атаковали украинские дроны
В Петербурге ликвидировали медиагруппу «Патриот», принадлежавшую Пригожину
Против олигарха Коломойского на Украине возбудили новое уголовное дело
Жена Ливанова сообщила о самочувствии мужа после выписки
Рубль впервые возглавил расчеты за азиатский импорт
Стало известно об отъезде Макса Коржа из Белоруссии после звонка из милиции
На Украине объявили об обязательной эвакуации жителей Купянска
Стало известно, в каком состоянии находится львенок, спасенный из кафе в Чечне
Японец отрезал себе палец и хотел получить страховку, но был арестован
Сырский доложил Зеленскому о непростой ситуации на фронте
Россия планирует импортировать электричество из Грузии и Азербайджана
В России начали продавать новые смартфоны Meizu
В Чечне задержан водитель взорвавшейся цистерны с газом
В сети появилось видео насильственной мобилизации водителя в Одесской области
Все новости