Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Выбор пап

Последние фильмы конкурса Каннского фестиваля: «Прошлое» Асгара Фархади, «Каков отец, таков и сын» Хирокадзу Коре-Эды, «Небраска» Александра Пейна

Черту под конкурсом 66-го Каннского фестиваля подводят драмы о семейных отношениях — «Прошлое» Асгара Фархади, «Каков отец, таков и сын» Хирокадзу Коре-Эды, «Небраска» Александра Пейна.

Каннский фестиваль близится к финалу, но ответ на главный вопрос — о масштабе сегодняшних режиссеров в сравнении с героями прошлых десятилетий — будет решен лишь в воскресенье, когда жюри огласит свой вердикт.

Возможно, он будет в пользу тех амбициозных фильмов, которыми этот год и запомнится: «Печать зла» Цзя Чжанке, «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэнов, «Жизнь Адели» Абделлатифа Кешиша — любой из них достоин «Золотой пальмовой ветви».

Но не исключен и другой вариант. В жюри так много больших режиссеров — Кристиан Мунджиу, Анг Ли, президент Стивен Спилберг, что с них станется демонстративно наградить одну из маленьких скромных драм, согревающих сердце. Фильмов, сделанных не Великими Мастерами с больших букв, а скромными наследниками традиций прошлого, не ставящими перед собой задачи реформации киноязыка.

Не удивительно, что как минимум три из них объединены темой сыновне-отцовских отношений, метафорически отражающей положение, в котором оказались сами авторы.

Иранец Асгар Фархади («Развод Надера и Симин», лауреат «Оскара» за лучший иностранный фильм) хоть и является сейчас самым знаменитым в мире представителем кинематографа родной страны, но явно чувствует свою зависимость от отцов-основателей — Аббаса Киаростами, Мохсена Махмальбафа, Джафара Панахи. Отсюда его стремление вписаться в новый контекст: стать подлинным космополитом, освободившись как от цензурного гнета со стороны иранских властей, так и наследия классиков. «Прошлое» — вновь фильм о болезненном разводе, но снят он во Франции на французские деньги, а две центральные роли в нем играют Беренис Бежо («Артист») и Тахар Рахим («Пророк»). Тем не менее по понятным причинам автору ближе не они, а приехавший из Тегерана благородный иранец-космополит (Али Мосаффа) в европейском шарфике. Он давно не живет со своей супругой-француженкой и прибыл в Париже специально для того, чтобы подписать бумаги о разводе: тогда его бывшая благоверная сможет наконец-то расписаться со своим бойфрендом.

«Прошлое» оставляет любые сексуальные контакты в прошлом, заставляя нас иметь дело с последствиями — обустройством и сохранением семьи. Это сложная, заковыристая, изысканная мелодрама, сюжетные линии которой завязаны морскими узлами.

Вроде бы чужой и чуждый иранец играет в ней самую интересную роль — суррогатного отца.

Его бывшая жена импульсивна и инфантильна, ее порывистый бойфренд страдает из-за самоубийства собственной супруги (дело осложняется тем, что та не умерла, а впала в кому), и единственными пострадавшими оказываются дети. Благородный визитер Ахмад берет на себя заботу о них, выслушивая болезненные секреты и излечивая душевные раны. Искусственность всей конструкции, не позволяющая этому формально виртуозному фильму достичь высот предыдущей иранской картины Фархади,

выдает отчаянную нужду в «скрепах» — если не духовных, то моральных, и в сторонних авторитетах, без которых повседневная жизнь европейцев превращается в перманентную катастрофу.

Азиатская вариация на сходную тему представлена одним из самых тонких японских режиссеров — Хирокадзу Коре-Эдой («Никто не узнает»). Его фильм называется «Каков отец, таков и сын». Снятый просто и прозрачно, он

рассказывает современную историю детей, которых медсестра перепутала в роддоме.

Теперь мальчикам по шесть лет; биологический сын благоустроенной образцовой пары живет в многодетной семье разбитного электрика, а родной сын этого весельчака учится соблюдать идеальную дисциплину в доме менеджера старшего звена. Узнав о роковой ошибке, семейства знакомятся и решают обменяться детьми. Последствия предсказуемо мучительны для всех:

тихий мальчик-пианист не без брезгливости моется в одной ванне с чужим дядькой (пусть тот ему и отец по крови), хулиганистый отпрыск электрика постоянно сбегает от чужих людей в пугающе выглаженных дизайнерских шмотках.

Исход этой драмы предсказуем, но от этого не менее трогателен. Ведь «Каков отец, таков и сын» — не просто курьез из рубрики «Скандалы и сенсации», а детальное исследование пробуждения отцовского инстинкта, наименее изученного и очевидного из всех данных человеку. Не претендуя на новаторство, Корэ-Эда ратует за олдскульный гуманистический пафос в духе великих японцев — Ясудзиро Одзу или Микио Нарусэ. Саундтрек картины составлен из баховских «Гольдберг-вариаций» и фортепианных этюдов попроще. Звуковая дорожка отражает «школу чувств» центрального героя – преуспевающего архитектора, неожиданно для себя самого понимающего, как дорог ему неродной сын. Решение жюри в Канне-2013 предсказать трудно, но Спилбергу такое кино просто не может не понравиться.

С другой стороны, еще ближе ему может оказаться американская версия поколенческой драмы «Небраска», новая работа знаменитого Александра Пейна («На обочине»). Черно-белое малобюджетное роуд-муви отсылает к первым невинным годам «Нового Голливуда»; в главной роли звезда 1970-х Брюс Дерн (российский зритель, очевидно, лучше знает его дочь Лору, героиню «Парка юрского периода» и любимую актрису Дэвида Линча).

Его персонаж — упрямый старик, одержимый идеей добраться из Монтаны в Небраску. Он получил по почте жульнический сертификат о якобы выигранном миллионе долларов и мечтает забрать его, чтобы купить грузовик.

Сыну приходится сопровождать не способного вести машину отца, постепенно проникаясь к родителю-эгоисту все более нежными чувствами. По пути им предстоит потерять и отыскать вставную челюсть старика, встретиться с его алчными родственниками, бывшими друзьями и первой возлюбленной. То есть, как водится в американском кино, заново прожить жизнь.

Тот же Линч 14 лет назад рассказал аналогичный сюжет в своей «Простой истории», выдержав его в духе житейского сюрреализма. Пейн — человек более приземленный и менее просветленный. Его центральная идея весьма прямолинейна: даже если твой отец — скучный и вредный алкоголик, а мать — стервозная старуха, других родителей у тебя не будет, так что люби этих, пока живы. Впрочем, банальность мессиджа все-таки компенсируется симпатичной ненавязчивой интонацией фильма, временами очень смешного, несмотря на весь мелодраматизм.

Кино «сыновей» не приносит в кинематограф новых идей, не заботится о формировании революционной эстетики, мало тревожится о социальном или политическом наполнении фильма. Зато оно обеспечивает преемственность, а сейчас, когда кинематограф перевалил за сотню лет, это важная задача. Не говоря о ценной способности успокоить умы и души зрителей, истерзанных экспериментами более масштабных авторов.

Новости и материалы
Уровень воды в реке Ишим достиг критериев опасного явления
Москвичам рассказали о погоде на 20 апреля
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Все новости