Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Четыре рояля и одиночество

В Перми показывают балет «Геревень»

Премьера балета «Геревень» на музыку Владимира Николаева пройдет в субботу в Пермском театре оперы и балета. Это совместный проект труппы театра и украинской танцевальной компании «Киев модерн-балет» под руководством Раду Поклитару.

Все началось со «Свадебки» Стравинского в постановке Иржи Килиана, премьера которой прошла в Перми этим летом. «Свадебка» — произведение для четырех роялей и перкуссии с солистами и хором. Говорят, что, когда рояли были закуплены, руководство театра подумало: не слишком ли расточительно использовать дорогостоящие инструменты лишь в одном балете?

Это, конечно, не единственная причина, по которой было решено заказать современному композитору музыку тоже для четырех роялей с ударными инструментами и с вокальным текстом, который на премьере исполнит квартет солистов и хор MusicAeterna.

Потом сделать на приобретенную музыку еще один балет. И соединить опусы в одной программе (артистов Пермского балета, танцующих хореографию Килиана, во втором действии сменит труппа театра «Киев модерн-балет», которая воплотит «Геревень»). Короче,

Пермь гордится, что театр «с нестоличными географическими координатами» инициировал новый спектакль по полному циклу — с заказа партитуры до постановки.

Владимир Николаев известен сочинениями для ансамбля Дмитрия Покровского, хореографическим спектаклем «Золото нартов» по мотивам североосетинского эпоса (театр «Арвайден», Большой театр России, 2003), участием в сочинении балета «Полифем» (театр «Тень», 2005) и оперы «Царь Демьян» (Мариинский театр, 2001); он неоднократно замечен на фестивале «Территория» и в проектах культурного центра «Дом». Понятно, что композитор, приняв заказ к исполнению, должен сочинять партитуру на стыке современной музыки и фольклорных элементов, раз новое произведение пойдет в один вечер со «Свадебкой». Хотя оркестровка обоих опусов схожа, да и некоторые фактуры тоже можно узнать, от подражания Стравинскому сочинитель отказался: «Я пишу свою музыку, без оглядки на «Свадебку», в чем-то (в элементах композиторской техники) даже противоположную ей».

Произведение, которое уже исполняли на концерте весеннего Дягилевского фестиваля в Перми, обозначено как «музыкальное представление в народном духе». Либретто написано квазиязыком: все, начиная с названия, не имеет аналога ни в каком из реальных наречий. Николаев рассказывает:

«Почему именно «геревень»? Мне просто нравится звучание этого слова. Попутно оно вбирает в себя широкий ассоциативный ряд — здесь слышатся и «деревня», и «ревень», и «гребень».

Возможно, самая точная ассоциация возникла у пианиста Ивана Соколова — «дребедень».

Сценограф Андрей Злобин оформил балет, как он выразился, в стиле, близком «символистическому минимализму или конструктивизму». На сцене появится черный кабинет: по ходу действия артисты то выступают из черноты, то вновь растворяются в ней. Плюс некие предметы с размытыми смыслами: ворота, напоминающие арбу, висящая на арбе серая скульптура-подвеска, задрапированная тканью,… Все выжженное и словно обугленное, поясняет Злобин, «как будто праздник прошел давно, но что-то еще осталось».

Раду Поклитару предложил, что эпизоды 35-минутного спектакля будут называться «Рождение человечества», «Мужчины и женщины», «Он и Она»; «Дитя», «Дорога»; «Одиночество». По мнению постановщика, любовь – на редкость театральное явление, а уж балет в особенности («патологически», как выразился Поклитару) нуждается в любовном чувстве на сцене. Но синопсис повествует и о другом. Сперва в спектакле родятся первые люди на земле, живущие пока что инстинктами. Потом некие мужчина с женщиной будут мучительно искать друг друга. Это уже человеческие чувства. Далее близость, материнство с отцовством, предательство Его, а Она растит ребенка. Финал – «люди уходят вдаль, оставляя Его одного; только ветер кидает в его сгорбленную фигуру пригоршни колючей безысходности».

Поклитару, который для Перми родной человек (он учился профессии танцовщика в здешнем хореографическом училище), как видно, увлекся мотивом зеркального отражения. В «Свадебке» показан древний брачный ритуал с переходом в первую брачную ночь. А у нас будет, как сформулировал хореограф, «последняя брачная ночь». Судя по всему, готовится нехилое продолжение балета Килиана: там предвестие счастья, объединение любовников, хотя и с предварительными слезами, — здесь крушение благих намерений, трезвость совместной жизни, расхождение в стороны. Как будто хореограф намерен задать провокационный вопрос: ну хорошо, многие произведения в мировом искусстве заканчиваются свадьбой героев. А что дальше?

Новости и материалы
В Канаде ввели санкции против военного руководства Ирана
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Песков рассказал будет ли РФ расширять буферную зону безопасности
Минкульт определил, каких фильмов не хватает россиянам
Ольга Орлова нашла кормящую кошку для подброшенных котят
Неадекватный россиянин крушил прилавки, угрожал покупателям ножом и сжег магазин
В Подмосковье женщина держала в рабстве граждан Белоруссии
Игрока «Рубина» могут наказать за шутку о деньгах в российском футболе
Все новости