Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ангелы и призраки

На Каннском кинофестивале показаны новые фильмы Кияростами, Лоуча и Рене

Иранец Аббас Кияростами, англичанин Кен Лоуч, француз Ален Рене: ветераны показали на Каннском кинофестивале свои новые фильмы.

Сразу после монументального высказывания Михаэля Ханеке о старости на каннскую сцену начали один за другим выходить престарелые классики. Ханеке и самому 70, но тут речь не столько о возрасте «по паспорту», сколько о той эпохе, к которой принадлежит тот или иной режиссер: автор «Белой ленты» и «Любви» стал знаковым режиссером только в 1990-х, а иранец Аббас Кияростами (он всего на год старше) или 75-летний британец Кен Лоуч – еще в 1970-х.
<1>
Не говоря о 89-летнем Алене Рене, чьи первые и важнейшие картины изменили ландшафт мирового кинематографа в 1950-х.

Его новый фильм носит задиристый заголовок «Вы еще ничего не видели». По сюжету, известный драматург уходит из жизни, оставляя довольно странное завещание. Друзья-актеры должны приехать в его усадьбу в определенный день и час; там их встретит церемонный мажордом, проводит в просмотровый зал и нажмет на кнопку play. Все они, когда-то игравшие на сцене в самой известной пьесе драматурга, теперь должны оценить качество игры молодой труппы, вновь поставившей классический текст, а заодно, уже по замыслу Рене, вернуться в былые дни, вспомнить свои реплики и разыграть их заново перед экраном, как перед зеркалом. Спиритический сеанс, не иначе.

Призраки актеров и персонажей всплывают из тьмы, наполняя пространство фильма смехом, слезами, страданиями и любовью. Точнее, воспоминаниями об этих полузабытых чувствах.

Драматург, легко узнаваемый под псевдонимом, Жан Ануй, пьеса – его изумительная «Эвридика», театральный хит времен юности Алена Рене. Актеры, играющие под своими именами, — Матье Амальрик, Пьер Ардитти, Ламбер Уилсон, Сабин Азема, Мишель Пикколи и другие парижские знаменитости, товарищи режиссера. Мы знаем, что перед нами именно они, а не ануевские любовники: никаких лишних иллюзий. В каждом кадре иронически отзывается знаменитый момент из «Эвридики», где театральный премьер величаво декламирует прекрасный любовный монолог, а его партнерша моментально отзывается: «Это, кажется, из Мюссе?» Все эмоции в картине Рене заимствованные, кроме единственного, что всегда интересовало режиссера больше всего: чуда памяти, позволяющего воскрешать мертвых. Его новая лента уж точно не лучшая, но завещание из нее получилось бы идеальное.

Впрочем (осторожно, спойлер) герой-драматург оказывается не так уж и мертв, как сообщалось. То же самое можно сказать о Рене. Завещание завещанием, а он уже снимает очередной фильм.

Основоположник иранского неореализма Аббас Кияростами еще решительнее сопротивляется подступающей старости, меняя стиль, язык и даже место съемок из фильма в фильм. Его предыдущий опус «Заверенная копия» был снят в Италии с артистами из Франции и Великобритании, а новая лента «Как будто влюблен» переносит нас в Японию. Вынесенное в название «как будто» — ключ к пониманию картины. Как и в «Заверенной копии», кино начинается на одной ноте, а заканчивается абсолютно на другой. Две альтернативные версии реальности остаются параллельными, непересекающимися линиями. В одной из них красотка-студентка Акико подрабатывает элитной «девушкой по вызову» и одной прекрасной ночью попадает в холостяцкую квартиру старичка-профессора вместо того, чтобы встречать на вокзале приехавшую из деревни бабушку. Во второй этот самый старичок оказывается потерянным или забытым дедушкой юной героини. «Но мой дед рыбак, а не социолог!» — удивленно замечает она, на что тот справедливо отвечает: «У каждого человека есть как минимум два дедушки», — ставя недогадливую путану в тупик. В самом деле, ее телом клиент явно не интересуется, заботясь больше о спасении бессмертной души.

Временами «Как будто влюблен» кажется чистейшей ахинеей, но диалоги написаны так остроумно, камера настолько виртуозна (оператор Кацуми Янагасима снимал почти все фильмы Такеши Китано), а актеры органичны, что за происходящим поневоле начинаешь подозревать некий второй смысл. К сожалению, о том, в чем он состоит, можно лишь догадываться –

в своем стремлении подключить зрителя к просмотру, вынудив его как-то интерпретировать увиденное, Кияростами явно перестарался. Зато можно с уверенностью утверждать, что второго подобного фильма ни в его фильмографии, ни в истории Канна никогда не бывало.

Рене встречали восторженно, Кияростами – недоуменно, но к художественным качествам самих картин это имеет лишь опосредованное отношение. Стариков и ругают за самоповторы, и ждут от них именно самоповторов, «брендированных» товаров с маркой качества. Иронические ретро-фантазии Рене – давний бренд, а японские авантюры Кияростами – скорее уже бред, в котором мало кому охота разбираться. Мудрее поступил мэтр британского социального реализма Кен Лоуч, выдавший в своей картине «Доля ангела» именно то, что нужно верной ему аудитории: неприглядный срез реальности и несколько колоритных портретов, набросанных широкими мазками. Главный герой ленты Робби – гопник из Глазго, решивший образумиться после того, как у него родился сын. Однако прошлое не отпускает, а былые враги поджидают за каждым углом с финками и кастетами. С такими же, как он сам, отщепенцами Робби встречается на общественно-полезных работах, к которым его за очередную драку приговорил суд. Один – близорукий неотесанный алкаш, второй – рыжий дылда-лоботряс, третья – низкорослая клептоманка с крашеными волосами. Им-то и предстоит пройти путь от униженности и оскорбленности к самоуважению и полноценной включенности в социум.

Вместо общественных работ всех мелких хулиганов Великобритании надо бы приговаривать к принудительному просмотру картин Лоуча – энергичных, никогда не фальшивых и, как правило, жизнеутверждающих.

Их обаянию практически невозможно противостоять. Вроде нет сомнений в том, что сюжет будет развиваться по предсказуемой канве – пройдя через ряд испытаний, отбросы общества превратятся в настоящих человеков, — и все-таки то, как именно движется эта интрига, удивляет не раз. Спасибо Полу Лаверти, бессменному сценаристу Лоуча, автору естественных сюжетов и блистательных диалогов.

Спасительным кругом Робби и его друзей неожиданно оказывается виски: в индустрию производства и потребления национального шотландского напитка герои погружаются настолько глубоко, что в какой-то момент даже надевают килты. Отсюда и название. «Долей ангела», как выясняется, называют те 2% алкоголя, которые выветриваются при переливании в бочки. Эти пьянящие пары мистическим образом передаются с экрана в зал, заражая неоправданным оптимизмом. Наверное, дело тут не только в хэппи-энде, но и в том, что старые режиссеры, как выдержанное виски: не всем по вкусу, но не подведут. Да и их цена на рынке с каждым годом выдержки только растет.

Новости и материалы
Dongfeng Honda покажет седан с шестью мониторами
Жена Николая Носкова о здоровье певца: «Мы следим»
Android 15 будет помещать в карантин потенциально опасные приложения
По всей территории Украины звучит воздушная тревога
Пашинян озвучил свою позицию по диалогу с Россией
В Санкт-Петербурге и Ленобласти появился временный снежный покров
На северо-востоке Украины произошел взрыв
В честь будущего ребенка российского фигуриста загорелось самое большое колесо обозрения Европы
Никита Михалков ответил словами Антона Чехова на вопрос об экранизации классики
В армии США объяснили необходимость помощи ВСУ нежеланием самим воевать на Украине
Звезда «Интернов» намекнула на второго ребенка
В Microsoft показали, как созданная нейросетью Мона Лиза читает рэп
Кремль назвал большой трагедией гибель военкора «Известий» Еремина
Беременная женщина погибла при обстреле со стороны ВСУ
На фоне успеха Fallout может выйти сериал по Diablo
Путин поручил обеспечить сельхозпроизводителей газом
Миронов впервые за долгое время появился на публике с сыном
Дмитрий Нагиев вернулся в кино после творческой паузы
Все новости