Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Много радости в аду

Французские танцовщики сыграли в Москве мультимедийный перформанс «Орфей»

Мультимедийную фантасмагорию с брейк-дансом, видео и экологическим посылом показала в Москве хореографическая компания Монтальво — Эрвье из Парижа. Спектакль был представлен на сцене Музыкального театра в рамках фестиваля DanceInversion.

Этот спектакль, представляющий собой смесь брейк-данса, хип-хопа и акробатики, приправленную мультимедийными технологиями, обозначен в программке как «хореографическая пьеса для 9 танцовщиков и 7 певцов-музыкантов». Авторы «Орфея» не склонны рассказывать историю по минутам. Честно говоря, те, кто не знаком с «Метаморфозами» Овидия или пересказом мифа о двух влюбленных в популярном сборнике Куна,

вообще не поймут, в чем суть: и орфеев, и эвридик тут пруд пруди.

Постановщики распределяют сюжет среди нескольких человек: тут есть хип-хоперы и брейк-дансеры, балерина из классики, человек на костылях, африканские шаманы и виртуозный акробат на ходулях, головой достающий почти до потолка. На сцене сидит виолончелист (он же певец), который наигрывает что-то возвышенное (использована музыка старинных опер — «Орфей» Монтеверди и «Орфей и Эвридика» Глюка). К музыканту периодически присоединяются товарищи по ремеслу — исполнитель на средневековом струнном инструменте, неплохое сопрано и отличный контр-тенор — он поет сладко-сладко, как положено Орфею. Это ипостаси героя в профессии музыканта. Еще одна его инкарнация возникнет на экране: это изувеченный одноногий танцовщик, который бродит по Парижу возле лавок букинистов и покупает книгу об Орфее. Прочтя пару строк, инвалид засыпает где-то около Нового моста и видит сон по мотивам прочитанного, в котором сам участвует. А во сне, понятно, ни порядка, ни логики: все мешается в кучу.

Настает сюрреалистическая фантасмагория. Чернокожие Орфеи играют в древность, подражая орфическим мистериям броской тряской и горловыми завываниями.

Танцоры обоих полов крутятся на голове и рвут конечности в ужимках. Юноша на костылях ловко танцует вместе с кульбитами человека на ходулях: если не работают ноги, не надо впадать в безнадегу, ведь можно ходить на руках.

Орфей с виолончелью запевает не обозначенную в программке песенку о крошке Цахесе из оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана». За кадром возникают отнюдь не ласкающая ухо музыка Филиппа Гласа и женский голос, по-французски читающий скучнейшую лекцию на тему заглавного мифа.

Что в это время творится на экране, установленном на заднике, словами не передать. Во-первых, на улицах Парижа обнаруживается целый зоопарк: пока Орфей пел, вокруг него собиралась живность, от льва до ягненка, и смирно слушала божественные звуки. Идет игра масштабами: видеодвойники актеров — то великаны, то карлики. Лица людей расплываются в звериные и птичьи морды: история Орфея в версии Монтальво — Эрвье использует хтонические мотивы его мифа.

Представленный парижскими постановщиками веселый поток сознания на самом деле имеет четкий социально-экологический пафос, какому позавидовал бы телеканал National Geographic. Спектакль напоминает, что человек не хозяин природы, а ее близкий родственник. Сцена растерзания Орфея вакханками тоже отдана видео: оскаленные женские пасти крупным планом, взмахи острых серпов, брызги крови… Как только одноногий танцор на экране проснется, вытряхнет этот кошмар из своей головы и пойдет восвояси, все живые персонажи на сцене улыбнутся до ушей и сольются в финальном танце толерантности и внимания к социальным, этническим и физическим меньшинствам.

В конце ХХ века Москва видела спектакль Монтальво — Эрвье «Парадиз» — мультимедийную историю, в основе которой был сюжет о поэте: тот, будучи узником концлагеря, гадал собратьям по несчастью по рукам, и всем предсказывал скорое счастье. Уже тогда соавторы поразили непривычным в современном искусстве свойством — умением радоваться жизни. У них не бывает чернухи и унылого стеба над перманентно дырявым бытием. Идет сплошной позитив в игровой форме под девизом «вы будете в раю, если сами не превратите свою жизнь в ад». «Орфей» — еще одна история о счастье и сказка для взрослых, рассказанная в состоянии эйфории. Для ее достижения не нужны искусственные стимуляторы.

Достаточно проникнуться идеей, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Учитесь испытывать положительные эмоции, даже если жизнь в чем-то обделила.

Актуальное, надо сказать, напоминание в эпоху психоаналитиков и антидепрессантов.

Новости и материалы
Взрывы прозвучали во Львовской области и Днепре
Российские авианаводчики успешно передали цели штурмовой авиации
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
Все новости