Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Силовики без канализации

Избирательная расточительность властей смущает даже Счетную палату

«Газета.Ru» 11.08.2011, 19:04
РИА «Новости»

Правительство Путина урезает расходы на образование и ЖКХ, но раздает щедрые бюджетные обещания опоре власти – армии и полиции. Если цены на нефть снизятся, развалившийся бюджет похоронит военную и полицейскую реформы.

Замглавы Счетной палаты Валерий Горегляд предупредил, что военно-полицейские ассигнования, намеченные на 2012–2014 годы, а также запланированный на этот период скачок в обслуживании государственного долга могут оказаться непосильны для страны. «Конструкция бюджета такова, что его удается сбалансировать только при экстраординарно высоких ценах на нефть», — заявил чиновник. Между тем рассчитывать на это вряд ли можно: аналитики предсказывают сокращение спроса на нефть в связи с замедлением экономического роста в ведущих мировых экономиках, в особенности США и Китае.

Собственно, то, что бюджет в ближайшие годы будет сводиться с дефицитом, заложено в правительственные расчеты. Вопрос в том, что именно государство намерено финансировать за счет этого дефицита, а какие статьи, напротив, резать. Впрочем, и это известно.

Если взять бюджет 2011 года за 100%, общий уровень расходов за три года с учетом прогноза на инфляцию вырастет на 4,9%. При этом расходы на оборону возрастут на 52,8%. Ассигнования на безопасность и правоохранительную деятельность к олимпийскому году увеличатся на 38,1%.

Как отмечал ранее «Коммерсантъ», и рост расходов на социальную политику (на 11,7% к 2014 году) в основном связан с тратами в этих сферах. Зато сокращение по сравнению с нынешними временами ждет национальное образование, здравоохранение, культуру, и – в особенности – ЖКХ (казенное финансирование в этой сфере составит через три года чуть более одной пятой от нынешнего).

Соответственно, возрастает роль государственных заимствований в столь масштабных финансовых планах. И затраты на обслуживание госдолга увеличатся в полтора раза.

Назвать такой бюджет смелым – это вежливость. Задавшие его основные направления президент и правительство считают, по всей видимости, что в ближайшие годы в сфере, к примеру, ЖКХ произойдет чудо и туда польются эффективные частные капиталовложения. Потому что иначе она рухнет, и не поможет даже намеченное увеличение трат на охрану окружающей среды (впрочем всего на 4,1% с учетом инфляции). Зато, залив нефтяными деньгами армию и ВПК, можно добиться перелома в военной области, а реформа полиции, которая, безусловно, требует финансирования, наконец-то кардинально изменит характер правоохранительной деятельности в стране.

Подобного рода документ, да еще рассчитанный на три года, в ситуации, когда мировая конъюнктура по основным доходным статьям государства скачет даже в квартальном горизонте, в обычном парламенте вызвал бы, мягко говоря, дебаты.

Но усилиями руководящей партии вместо дебатов мы имеем сбор пожеланий в форме «народного чтения», нулевое чтение в Думе и тихое, умиротворенное принятие неоднозначных планов правительства.

Примерно понятно, что будет происходить, когда предсказания Валерия Горегляда начнут сбываться (это именно предсказания, поскольку ожидать, что власти по сигналу Счетной палаты примутся пересматривать бюджетную идеологию, смешно). Начнется спешное, в большой степени кулуарное перекраивание бюджетных статей, чтобы заткнуть самые вопиющие дыры, сопровождаемое поисками крайнего, проигрышем отраслей, курируемых менее влиятельными чиновниками, и скандалами между лоббистами в правительстве.

Наверное, смелая расстановка приоритетов в госфинансировании продиктована благими намерениями. Желание превратить российскую армию в хорошо экипированный корпус профессионалов, который в будущем прекратит пугать матерей призывников, безусловно, правильное начинание. Не менее похвальная затея – начатая реформа правоохранительной системы. Но на то, что эти благие намерения воплотятся в жизнь при щедром вроде бы бюджете, шансов нет – утонут в склоках при его пересмотре и многочисленных секвестрах.

К тому же при таком горизонте планирования госрасходов, с учетом нюансов денежных проводок, нас ожидает гигантский рост претензий со стороны тех, кому деньги обещаны, но не дошли и могут не дойти вовсе.

В вале таких невыполненных правительственных обязательств, как показала практика времен кризиса неплатежей, есть отличные схемы по зарабатыванию денег конкретными предприимчивыми людьми. И тогда, конечно, у Счетной палаты прибавится неотложной работы.

Поэтому, наверное, Горегляд и позволил себе критическое слово.