Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Не быть дьяволами

Самые социально незащищенные слои населения в значительно большей степени страдают от обесценивания денег

Высокая инфляция для бедных в 2008 году – это не досадная случайность, о которой можно будет скоро забыть. В ближайшие годы цены неизбежно будут быстро расти.

Есть хорошее высказывание Фернанду Кардозу, бывшего президента Бразилии, которому удалось в свое время решить проблему высокой инфляции в собственной стране: «Если бы я был дьяволом и захотел изобрести налог для бедных, я не придумал бы ничего лучше, чем инфляция».

Действительно, трудно спорить с тем, что болезненнее всего инфляция для бедных. Да с этим никто и не спорит. Просто иногда складывается впечатление, что об этом забывают. Нет, не бедные забывают. Им не дают забыть проблему походы в магазин. А вот экономические власти, похоже, и впрямь забывают. Иначе чем объяснить, что правительственная программа антиинфляционных мер разрабатывается с октября прошлого года (!), принимаются решения об ускоренной индексации тарифов естественных монополий, предпринимаются абсолютно неэффективные попытки замораживания цен, меры таможенно-тарифного регулирования реализуются крайне несвоевременно и т.д.

Но ведь мало констатировать, что бедные больше всего страдают от инфляции.

Реальность, к сожалению, такова, что для бедных, то есть людей, чьи доходы ниже официально установленного прожиточного минимума, показатель инфляции оказывается сегодня значительно выше по сравнению с общим индексом роста потребительских цен.

Такое положение является прямым следствие того, что структура потребительских расходов у бедных иная, чем у населения в целом. Почему? Все очень просто: у них существенно более высока доля расходов на продукты питания.

Собственно говоря, тот факт, что уровень материального благосостояния населения отражается на динамике доли расходов на питание, известен достаточно давно. Согласно закону немецкого ученого Энгеля, сформулированному еще в 1857 году, существует тенденция снижения доли расходов на питание по мере роста общих расходов семьи. Соответственно, более бедные тратят на продукты относительно больше.

В 1999 году, после дефолта, когда обнищание в нашей стране достигло максимума, расходы на продукты питания в структуре потребительских расходов всего населения тоже достигли максимума – 52%. С тех пор эта цифра уменьшилась, в настоящее время она составляет около 30%.

Но ведь в чем специфика нынешней ситуации с ценами: больше всего они растут именно на продовольствие. Соответственно, для бедных, которые тратят на эти цели относительно больше других, инфляция оказывается выше.

За первое полугодие 2008 года цены на плодоовощную продукцию выросли на 36%, на макаронные изделия – на 26%, на масло подсолнечное – на 25,9%, на хлеб и хлебобулочные изделия – на 20,7%, на крупу – на 20,4%. Именно эти продукты составляют основу рациона беднейших слоев населения.

Цены на другое продовольствие тоже растут, но не столь стремительно. К примеру, цены на рыбу и морепродукты выросли за этот период всего на 3,9%, на мясо — на 7,8%.

Итак, определяющую роль в оценке инфляции для бедных играет динамика цен на продукты питания. Зная динамику роста стоимости минимального набора продуктов питания, а также учитывая, что стоимость такого набора составляет 45–50% общей стоимости минимальной потребительской корзины, можно попытаться оценить, сколько же может составить показатель инфляции для бедных. Учитывая, что за первое полугодие 2008 года рост стоимости минимального набора продуктов питания составил 20,6%, годовая инфляция для бедных будет примерно 25%.

Общая инфляция будет меньше – 14% или около этого.

Получается, что самые социально незащищенные слои населения еще и в значительно большей степени страдают от обесценивания денег. Какая-то двойная несправедливость.

Может быть, хотя бы такая оценка подвигнет экономические власти заниматься решением проблем инфляции.

Недооценивать ситуацию нельзя еще и потому, что столь высокий показатель инфляции для бедных в 2008 году – это не досадная случайность, о которой можно будет скоро забыть. В ближайшие годы цены неизбежно будут быстро расти.

Возможным такое стало потому, что в последнее время или недопустимо много было принято неправильных решений, или просто не были предприняты действительно необходимые меры. В качестве примера «из неправильного»: решение об ускоренной индексации тарифов естественных монополий. Это в нашей-то столь энерго- и транспортной экономике?!

С другой стороны, меры по таможенно-тарифному регулированию всегда получаются какими-то запоздалыми. Помните, осенью прошлого года, когда резко стали расти цены на продовольствие, было решено снизить импортные таможенные пошлины на молочную продукцию? Правильное решение, но ведь цены в мире на продовольствие стали расти за год до этого. Почему год ничего не делалось?

Но главное — мы за столько благоприятнейших лет так и не создали по-настоящему конкурентную экономику.

Пример сегодняшних нареканий Федеральной антимонопольной службы в адрес нефтяных компаний за высокие цены на авиакеросин в этом плане очень показателен. А чего же вы хотели с ценами, если нет конкуренции? Если в той же ситуации с авиакеросином «почему-то» оказывается, что в аэропортах, как правило, выбирать поставщиков топлива не из кого?

Вот и получается, что инфляция в ближайшие годы будет высокой. Конкуренцию, столь необходимую фундаментальную основу для борьбы с ростом цен, невозможно создать быстро.

А отсюда еще один очень малоприятный вывод:

так как цены на продовольствие будут расти в ускоренном режиме, то инфляция для бедных будет существенно выше в течение нескольких лет. Нетрудно прогнозировать, что, с точки зрения социального спокойствия, это не самая лучшая ситуация.

Прямым следствием столь значительного роста цен на продукты питания может стать увеличение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума: с 18,9 млн человек в 2007 году до 20 млн в 2008 году. В этом веке еще не отмечалось, чтобы увеличилось абсолютное число бедных. Не будем забывать, что задача преодоления бедности была поставлена в 2003 году. Срок решения задачи — 2010 год. Но не решить нам ее к назначенному сроку. Категорически нельзя было относиться к росту инфляции, как к досадной неприятности. Нельзя говорить о том, что у нас все не так плохо, потому что есть страны, где и похуже будет. Ну да, есть. В Зимбабве, к примеру, как свидетельствуют последние данные, годовая инфляция уже перевалила за 2 млн процентов. Мы себя с Зимбабве будем сравнивать?!

Ну, тогда у нас, пожалуй, и бедных нет, да и инфляция микроскопически незаметная.

Новости и материалы
В Чите дали реальный срок 16-летней девушке из-за надписи на стене и постов в соцсетях
В Москве суд назначил певцу Киркорову штраф за неуплату штрафа
В Совбезе Белоруссии опровергли слухи о планах России напасть на Польшу или Прибалтику
В сети появились качественные рендеры нового Pixel 8a с «толстыми» рамками
В Совфеде высмеяли «чудо-технику» Abrams, бегущую с фронта
Виктория Боня заявила о беременности
Тина Канделаки показала, как изменилось ее лицо после ношения брекетов
Губернаторам хотят разрешать продлять майские праздники
Экс-тренер «Вашингтона» объяснил главную проблему Овечкина
Автокомпания Chery назвала дату старта продаж нового Tiggo 9 в России
Dava и TSOY пришли на день рождения победительницы «Новых Звезд в Африке» Искандаровой
Российские военные ударили по месту запуска дронов ВСУ в Херсоне
Шойгу анонсировал скорое вступление Белоруссии в ШОС
На Украине подтвердили уязвимость танков Abrams перед российскими дронами
Пермяка осудили на десять лет за приготовление к поджогу военкомата
Полежайкин из «Папиных дочек» рассказал о съемках с инвалидностью
В Германии оценили последствия передачи ATACMS Украине
ИИ в «Авито» создаст продавцам тексты объявлений
Все новости