Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Царь и его чекисты

Кино «Царь» выйдет в прокат, кажется, только осенью, но еще даже до закрытых показов, зимой, мне было страшно слушать про него рассказы от автора – Павла Лунгина. Еще был жив Олег Янковский, и вся затея подсвечивалась зловещим фактом последней роли большого мастера. Каждый бы хотел дать ему последнюю роль, да не у каждого она была наготове, такая-то, и не всякий запустит фильм, несясь на всех парусах, поставив на карту все, боясь страшно опоздать и погубить всю затею!

Страшно мне было, потому что Лунгин рассказывал про царя, которого русские люди любят по сей день и который убивал самых верных людей тыщами за просто так. (Могли бы любить Александра Второго Освободителя, к примеру, но сердцу ж не прикажешь.)

— Он что, был сумасшедший, Грозный-то? – спрашивал я, вспоминая про бесчисленных маньяков, серийных убийц, к которым нас уже давно приучила массовая западная культура и советская революционная пропаганда.
— Ну да, — отвечал Лунгин.
— Допустим, что так. Но остальные-то почему ж его не связали и не посадили в палату к наполеонам? Отчего они его слушались? Бежали выполнять все капризы? Казнили братьев с видимым даже удовольствием? И огромным усердием?

Отвечать на эти вопросы некому. Эта тайна никому не известна. Можно только придумывать версии и злиться… На что, на кого? Кто в этом виноват? Разве можно нас переделать? Пушкин, конечно, не хотел бы иметь другой истории кроме той, что была у страны; можно бы вслед за ним это повторить, однако ж после него еще много чего случилось, и у нас может быть больше сомнений, чем у него. Это – да, но Иван Грозный был уже и его историей. Как он с ней уживался? Как ее переносил? Поди знай. Однако не поднялась у него рука описывать убийство Колычева в рифму, с шутками и прибаутками…

Лунгин уверяет, что не ставил задачу сделать политический фильм. Но это его дело. Каждый показывает что хочет и видит что хочет. Но мне приятно, что казенная наша пропаганда таки пропустила фильм! Взялась за ум? В кризис решила наконец ухватиться за реальность? И встать на твердую почву? Которая всяко прочней сладкой ваты этих кино-фэнтези про безупречных каких-то идеальных чекистов, которые круче Джеймса Бонда. Может, уже пропагандистам нашим надоели эти лживые истории, которые уходят в песок вместе с потраченными на них миллионами? И вот нам показали правдивое кино про нашу историю, после всех скучных агиток. Предъявили нам первого большого чекиста земли Русской – Малюту Скуратова. Он любит родину и служит ей изо всех сил, и детей любит весьма даже сентиментально, и присяге верен. Ну а то, что у него работа такая – так его партия мобилизовала. Я когда смотрел на экран, то огорчался от мысли: а вдруг силовики – от Малюты до Берии и дальше – не просто, скажем так, работали, а израсходовали этой своей работой какую-то критическую массу людей? И после этого народ пошел необратимо на убыль? Каких-нибудь 10 или 15 лет назад эта мысль звучала как интеллигентская истерика. Пустые земли между Москвой и Питером, самые лучшие и благодатные русские места меж двух столиц да к Западу – кого могли ужаснуть? Кто заезжал в брошенные деревни в Тверской губернии, кто видел заколоченные крест-накрест окна, и заросшие травой тропинки, и дороги, как после недавней бомбежки? Мало кто. Зато сегодня уже перестали удивлять таджики, которые заселяют пустеющие русские города. Кажется, уже и наши фашисты притихают – все лучше хоть чужие да люди, чем заросшее сорной травой Садовое кольцо с черными окнами брошенных бизнес-центров и необитаемых элитных хрущоб…

Повисает жуткий вопрос – а почему едут таджики, почему русские не едут, не собираются вместе в города, чтоб накопить силы, чтоб просто выжить вместе? Не едут – может, сил у них нет? Или пьют? Или не хотят ничего? А может, страшно им? И они прячутся друг от друга и утихают, услышав родную речь, как это делают русские туристы за границей? Может, такое с людьми уже и в России происходит?

Ну и другой вопрос, в продолжение. А вдруг убили не просто слишком много своих, но и – самых лучших? Тогда понятней, отчего пьют и ненавидят кое-где у нас порой? И можно успокоиться и ясно смотреть в будущее? Ясно – не в смысле радостно, а без иллюзий?

А еще же на подходе новый фильм Андрея Смирнова — он уже снят, теперь монтаж – про антоновщину, про то, как рабоче-крестьянская Красная Армия, уже с новыми Малютами и прекрасно нам известным «мучеником» Тухачевским, зверски убивала крестьян, включая малых детей. Я не знаю, как мы будем это смотреть, с какими чувствами – но по крайней мере это искусство, это серьезные попытки все-таки подняться. Идя на риск провала и финансового краха. И ссоры с чекистами.

А вдруг это тяжело будет смотреть? Вдруг кто-нибудь возьмет да не поймет? Может, надо сладко наврать, чтоб поднять людям настроение? Так для этого есть ТВ, там хватит розовых соплей и сахарного дерьма для публики, счастливо застрявшей на уровне ПТУ. Это наши сограждане, мы тепло к ним относимся и не требуем забрать у них игрушку. (Я так и вижу новую телепостановку или сериал. В колымском лагере жен изменников родины готовится шоу к дню рождения Сталина. Льда там полно, и вот зэчки с охранниками разучивают новые танцы на коньках, звезды типа на льду. Нижнюю строчку рейтинга расстреливают, зато остальные дружат и соревнуются… Финалисты выступают на катке на Красной площади у Куснировича, в жюри сидит Вышинский, конькобежцам ставят 6,0, а это значит, что на шесть лет скостят срок. И они едут продолжать тренировки на свою Колыму — в самом деле, не в Сочи же заниматься зимними видами.)

В кино, кажется, началась взрослая жизнь. У кого будет охота, тот может в нее войти.

Да и вообще, может, не так все плохо. Надо смотреть вперед с энтузиазмом. Ведь всегда, посылая своих на смерть, национальные герои – от Грозного до Жукова — приговаривали: ерунда, бабы еще нарожают.

А вдруг и правда так? Почему нет? Коня на скаку остановят, в горящую избу войдут и нарожают. И все образуется. Как ничего не было. И новые поколения 500-миллионного русского народа будут как веселые анекдоты рассказывать истории про Грозного, который жарил своих воевод на гриле, и про Тухачевского, который расстреливал 12-летних мальчиков и возил по деревням телеги, груженые трупами.

Ну, было, ну и что? Было и прошло. И, несмотря на это, мы живем в цветущей свободной богатой стране…

Надоело либеральное нытье. Хватит уже считать трупы. Это ж не Украина, чтоб скорбеть по жертвам. Сказано же вам, бабы еще нарожают.

--Странно, что до сих пор не поставили памятник Малюте, — сказал я Лунгину.

--Подожди, поставят еще.

Новости и материалы
Жена Диброва снялась в крошечном бикини в Индии: «Путешествие без одежды»
В Дагестане задержали блогера за призывы к национальной розни
В СНБО Украины считают необходимыми удары дронами по территории России
Законопроект о мобилизации направили на подпись Зеленскому
В Краснодарском крае объявлено штормовое предупреждение
Донцова считает, что Кунгурова можно было спасти
Энергоэксперт назвал выгодный для России сценарий конфликта на Ближнем Востоке
Пропавшего на Сахалине водолаза нашли живым спустя двое суток
Моргание помогает «перезагружать» мозг, выяснили ученые
Хави сравнили с уволенным из «Спартака» тренером
41-летняя Наталья Подольская вышла в свет в «голом» платье
В Калининграде приостановили производство автомобилей «Амберавто»
РПЦ возмутилась показом «Слова пацана» на федеральных каналах
Над российским регионом сбили три беспилотника ВСУ
Пьеха встретился с сыном и бывшей женой на своем концерте: «Это святая традиция»
Татьяна Лазарева показала видео танцующей Пугачевой
В Белоруссии заявили, что качество инвестиций России в страну «оставляет желать лучшего»
Израиль попросил более 30 стран ввести санкции против Ирана
Все новости