Недавно уже и на президентском уровне признано: у нас есть «люди телевидения» и есть «люди сети». Риторический вопрос – «и вместе им не сойтись?» — тут, кажется, уже даже и неуместен. Хотя эти две общности во многом пересекаются, каждая из них живет в целом внутри собственного, обособленного информационного пространства. Президент это, кстати, уже давно уловил и пытается реагировать, заодно чуть ли не насильно внедряя «твиттер» в ряды губернаторов и чиновников, точно в свое время император Петр насильно заставлял дворян собираться на ассамблеи и там гонять чаи и разговаривать «об умном». Насильственная, так сказать, прогрессивная социализация элиты. Идет, надо признать, очень трудно. И всегда шло трудно.
Не стоит забывать и премьера: его прошлогодние эффектные публичные акции преследовали в том числе цель не только удержать, условно говоря, патерналистский электорат, но и произвести благоприятное впечатление на «людей сети». Именно это позволяет ему, в частности, оставаться самым популярным политиком современной России.
Так уж получилось: после десятилетия планомерного «культивирования» путем выжигания и корчевания информационного поля и традиционных СМИ под себя власть оказалась лицом к лицу с параллельной «информационной реальностью», на которую она может, конечно, влиять, но которая по большей части от официальной власти независима и развивается по собственным законам. Более того, именно это «иное информационное пространство» все в большей и большей степени диктует повестку дня традиционным СМИ и даже официальной пропаганде. Результат этот был вполне прогнозируем: ничего уникального тут нет, Россия в данном плане не исключение из общемировых правил. Разве что у нас разрыв между подконтрольными властям СМИ и реальной жизнью в какой-то момент стал столь постыдно велик, что наиболее продвинутым людям — даже в Кремле и около него — пришло осознание необходимости начать хоть что-то менять в официальной информационной картинке. Хотя, впрочем, продвинулись по этой части недалеко.
Всего лишь за пять лет, с 2005 по 2010 год, цитируемость традиционными СМИ новостей, сгенерированных блогосферой, выросла в 30 раз (данные Public.ru) – до более чем 6000 по итогам 2010 года. Это значит, что влиятельные блогеры все в большей степени диктуют информационную повестку. Традиционные СМИ оказались по итогам последнего десятилетия замордованными пропагандистскими «указивками» настолько, что многие работающие там, даже профессионалы, деквалифицировались, а журналистика как профессия все в большей степени качественно и профессионально деградировала. В результате, сталкиваясь в настоящее время с «любителями-блогерами», официальные «профессиональные» СМИ подчас проигрывают конкуренцию за популярность, влиятельность и, главное, воздействие на умы думающей читательской и смотрящей аудитории. Блогер с посещаемостью пару тысяч человек в день производит подчас куда больший общественный резонанс своими неподцензурными откровениями на том или ином информационном направлении, нежели даже некогда уважаемая газета, федеральный телеканал или сконструированный официальными пропагандистами какой-нибудь супер-пупер информационный портал.
На все эти вертикально-информационные перестроения властью были потрачены в свое время немереные деньги. На важные информационно-пропагандистские посты были десантированы десятки, а то и сотни серых, но послушных, лояльных медиаменеджеров, которые производили зачистки, ломая, кроша в капусту сложившиеся творческие коллективы в угоду поставленной сверху задаче. Телеканалы глупели и веселели одновременно на глазах. Печатные издания успешно освобождались от подозрительной критической аналитики, скандальных разоблачений и неудобной информации, теряя при этом умного читателя и не приобретая никакого нового. Пропагандистские информпорталы радостно осваивали один миллион зеленых денег за другим, но даже технология тайного использования «порнухи» для накручивания счетчика посещений не давала искомого эффекта: продукт оставался интеллектуально стерильным, подчеркнуто лояльным, но, увы, мало кем читаемым и востребованным. Блогосфера прочно заняла место посредника между обществом и властью, и место это она уже не уступит. Внедрение же лояльных власти «троллей» в блогосферу можно считать на сегодня успешно провалившимся: фальшь не проходит, это вам не телевизионную сетку плести или главных редакторов да собственников изданий менять.
Глядя на информационные «хиты» ушедшего года, легко можно заметить, что многие из них в большей степени, чем когда-либо раньше, были сгенерированы именно блогосферой – помимо воли власти, а подчас и вопреки ей. Химкинский лес, ДТП на Ленинском проспекте в Москве с участием вице-президента «ЛУКойла», акция «синие ведерки» против «мигалок», дело «жемчужного прапорщика», критика действий властей всех уровней в их неадекватной реакции на летние пожары, наиболее ярко отразившаяся в известном сюжете про рынду, коррупция в «Транснефти», которую как ни пытается власть замалчивать, а она все лезет и лезет наружу, да и много чего еще.
Неслучайно автор публикаций о «Транснефти» блогер Алексей Навальный может по праву считаться лидером блогосферы по итогам ушедшего года. Вслед за ним в рейтинге расположились лица тоже отнюдь не официальные – Артемий Лебедев, Рустем Адагамов, Елизавета Глинка, Максим Калашников, Евгений Чичваркин и др. В двадцатку наиболее цитируемых официальными СМИ блогеров не вошло ни одно из официальных лиц, кроме, разумеется, президента Медведева, который есть особый случай. И даже среди самих официальных лиц и политиков по цитируемости в блогосфере на передовых позициях отнюдь не те, кто формирует официальную информационную повестку дня. Это, к примеру, кировский губернатор Никита Белых, его подчиненная Мария Гайдар, какой-никакой критик «Единой России» Сергей Миронов вместе с Борисом Немцовым и Владимиром Жириновским.
По всей вероятности, блогосфера и «альтернативное» информационное пространство пока еще не окажут именно решающего воздействия на итоги нынешнего политического цикла, к примеру на думские выборы 2011 года (хотя какое-то значимое воздействие все равно окажут). Однако уже нынешнее состояние этого «альтернативного» информационного пространства в его взаимодействии с властью и официальной пропагандой показывает, что власть может окончательно проиграть борьбу за «людей сети», то есть борьбу за симпатии самой думающей и активной части общества. После поражения в этой борьбе поражение во всех остальных вопросах — это лишь вопрос времени.