Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Дорога как национальная идея

27.09.2004, 12:24

Русская национальная идея, она же мечта, на самом деле валяется на дороге. Причем на той самой дороге, где ее уже многие искали, но так и не нашли, а другие – просто преспокойно проезжали мимо, а то и вовсе колесом поперек. На той самой дороге, по которой теперь, словно изобильная хищниками и их жертвами живность саванны на водопой, наладились в Москву поотвыкшие за столетие от своей былой столичности в быту и личной жизни славные и заведомо-на-все-годящиеся жители города-героя Санкт-Петербурга. Проезжая по пути на новую службу по местам, некогда описанным Радищевым, они наверняка не могут не заметить, как мало они с тех пор изменились.

Дорогу, не без помпезности называемую теперь, кажется, федеральной трассой «Россия», конечно, с тех пор заасфальтировали. Но по своим проезжим качествам она и поныне далеко не превосходит европейские или американские образцы того самого времени, когда революционный наследник Радищева Ленин перевез своих советских народных комиссаров в Москву.

Вообще-то, если уж по-серьезному, то нынешнюю трассу Москва–Петербург, вроде бы связывающую две столицы (и едва ли не единственные города уровня мегаполисов в стране), впору назвать национальным позором. Однако тот «позор» – наше главное окно в Европу, через которое вваливаются к нам через финскую границу фуры с разным растаможенным «в серую» (5 баксов за кг) товаром.

Где-то вскоре после Твери (если двигаться от Москвы к финнам) всерьез начинаешь подозревать, что дорожное покрытие, по всему видно пострадавшее в результате варварских бомбардировок вражеской авиации, толком так и не отремонтировали после Второй мировой. Явно чувствуется и наследие славной партизанской борьбы: «лесные братья» сильно поработали над мостами, и теперь едва ли не половина из них закрыта на половине своего полотна для капитального ремонта. Ремонт проводят вдумчивые и, видимо, сильно пьющие люди, поскольку тянется он даже не месяцами, а годами. Они упрямо пытаются «ложить асфальт» на насквозь прогнившее от зимних реагентов и неумолимого времени трухлявое бетонное основание. Держится такое покрытие недолго, зато это дает работу вдумчивым и пьющим людям.

У «главной» дороги страны, за немногочисленными исключениями на очень отдельных участках, практически нет разделительной полосы, тем более барьера между встречными; во многих местах не сохранилась (если была вообще) разметка. На многих десятках и десятках километров отсутствует как таковая обочина. Обочину заменяет канава. Если у вас нет дара инфракрасного видения в темноте, то вам не повезло: вы сильно рискуете тем, что не нащупаете дорогу в потемках, и поутру вас отыщут в кювете. По опыту замечено, что после дождливой да и просто по-осеннему темной ночи, в кюветах валяется по две–пять автомашин на каждые сто километров. В сущности, немного, так как водители у нас, видно, хорошие, потому что – бедовые.

В кюветах валяются при этом только те, которые просто «не нашли» дороги. А есть еще такие, которые «нашли» внезапно, без всякого предупреждения поставленные посреди дороги мощные бетонные надолбы с мутными и не просматривающимися в темноте «предупреждающими» знаками, обозначающими зону начала ремонтных работ.

Практически ни одна темная ночь также не обходится без трупов на дороге: пешеходы в нашей стране, в отличие, скажем, от тоже темных скандинавских стран, не имеют обыкновения носить на стороне, ближней к дороге, специальные светоотражающие брелоки (такие же светоотражающие «бляшки» делают обычно на импортной одежде на рукавах). Кроме того, наши пешеходы, как известно, люди к заходу солнца, как правило, уже пьяные, и их слишком часто выносит непосредственно на осевую. Там их и сбивают.

На большей своей части дорога Москва–Петербург – трехполосная, то есть средняя полоса как бы общая, предназначенная для обгона. Она же – отличное место для тест-драйва и тренировки собственной реакции и расчетливости: успеешь ли уйти вправо до лобового столкновения с обгоняющим тебе навстречу… Или нет.

Поскольку «трасса» проходит ровно через все населенные пункты, которые сохранились на ней со времен Радищева (у них нет объездных дорог, кроме, разве что, той же Твери), то на ней красуются многие сотни светофоров, периодически создающих на всей ее протяженности многочисленные пробки. Я даже думаю, что в том, чтобы проводить относительно «скоростную» трассу (не потому скоростную, что по ней можно быстро ездить, а потому, что по ней быстро ездят) именно через населенные пункты, есть некий коварный и по-своему мудрый замысел. Потому как это есть места массового кормления «гаишников», меряющих на этих участках скорость, прячась в придорожных кустах сирени.

Есть и иная фирменная задумка ГАИ. Как правило, она вообще универсальна для любых мест, отдаленных от Москвы более чем на 50 километров ( в противном случае, истомившиеся в ожидании в неизбежных многокилометровых очередях водители просто линчевали бы таких затейников, а дальше от Москвы – просто меньше машин). Так вот: близ «гаишного» КПП посреди дороги устанавливается временный переносной знак «Стоп», предписывающий полную остановку автотранспорта перед дальнейшим движением. Стоящий рядом страж дороги пристально и ревностно следит, чтобы остановка была именно полная, а не просто снижением скорости пусть даже до 10 км/час. Ревностно – потому что не остановившихся тут же радостно штрафуют на месте.

Однако даже и многочисленных населенных пунктов для кормления обильно расплодившихся на трассе работников свистка и полосатой палочки недостаточно. Поэтому отдельные участки дороги – тоже, видимо, сильно специально – обустроены намного лучше. Там и покрытие почему-то ровное, и даже есть разделительная полоса. Обрадовавшийся и воспрянувший от колдобин и населенных пунктов водитель тут же, разумеется, припускает. И тут-то его опять-таки ждут в кустах придорожной сирени. Потому как «положено» не более 90 км/час.

Можно, конечно, еще долго в деталях описывать это дорожное убожество, столь «гармонично» сочетающее в себе сквозную гнилость ГАИ и такую же гнилость дорожного покрытия. Но стоит ли?

Между прочим, Центробанк недавно отчитался о новом рекорде по накоплению золотовалютного резерва страны. У страны в этих самых резервах денег уже, пожалуй, больше, чем у Америки. Еще копится (на черный, говорят, день) некий стабилизационный фонд. Говорят, его «отдадут» бедным, когда нефть подешевеет. То есть прорва денег копится с единственной целью – проесть все по высочайшей команде. Их накопят, а потом бездарно проедят, и также, непременно, часть разворуют.

Между тем дорога из Москвы в Петербург европейского уровня обошлась бы, даже с учетом воровства, менее чем в 4 миллиарда долларов. Сегодня в стране только лежащих под спудом государственного скопидомства денег – на штук 20 таких дорог. Они бы, если б их построили, пережили бы любой режим и кризис.

И именно такой дорогой – не войной в Чечне, не, прости господи, пока невнятной административной или такими же невнятными другими реформами – вошел бы в историю президент Путин. Как, к примеру, уже вошел в историю Москвы Лужков с его окружной дорогой. Несмотря на ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ.

Потому что люди запоминают не громкие лозунги, а очень конкретные вещи. К примеру – «Хрущев отдал крестьянам паспорта». «Брежнев провел Олимпиаду-80». И – все. Разве этого одного мало?

Почему бы не построить Дорогу? Это только большим и глупым политикам кажется, что национальная идея – это нечто большое, светлое и страшное пафосное. Ничего подобного. Пафос на поверку – мозаичен. Государственная идея в обывательском мозгу – конкретна и распадается, в конечном счете, на множество малых и совсем не пафосных дел. Вот, к примеру, перестать лакать пиво на улицах и в метро. Научиться парковаться не по-хамски. Так же – ездить. Не ходить пьяным по осевой. Помогать детям Беслана. Обращать внимание на «черных вдов», слоняющихся по аэропортам. Не бояться отстаивать свои права перед хамской милицией и таким же прочим начальством. Держать слово. Уметь сказать «нет» власти, когда она зарывается. И уметь сказать осмысленное «да», когда ты понимаешь, что то, что она делает, действительно тебе нужно… После этого любая «борьба с терроризмом» и «укрепление единства страны» окончится победой – почти само собой и без надрыва.

Но надо с чего-то начать.

Постройте ДОРОГУ…