Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Китайский путь: какие проблемы ждут новую «Силу Сибири»

Эксперты оценили перспективы строительства «Силы Сибири — 2»

Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил о старте проектно-изыскательских работ по строительству нового газопровода в Китай — «Сила Сибири — 2». Такая идея обсуждалась давно, но сейчас стало ясно, что компания отказывается от прошлого варианта маршрута через Алтай и надеется проложить его через Монголию. «Газета.Ru» поговорила с экспертами о перспективах нового проекта.

«Газпром» приступил к проектно-изыскательским работам по созданию брата-близнеца действующего газопровода «Сила Сибири» из России в Китай. Такое поручение главе компании Алексею Миллеру в конце марта дал Владимир Путин: президент предложил разработать технико-экономическое обоснование, провести проектные работы и сформировать ресурсную базу под новую «трубу».

Идея строительства нового газопровода активно обсуждается с 2018-го года. Тогда в ходе встречи Владимира Путина и Си Цзиньпина в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) глава КНР попросил своих подчиненных согласовать все формальности, касающиеся нового проекта, в кратчайшие сроки.

После этого министр энергетики России Александр Новак сказал журналистам, что

двум странам осталось «чуть-чуть договориться», поскольку все технические условия для строительства нового газопровода через Алтай (где у России и Китая есть общая граница) уже согласованы.

С тех пор изменились три вещи. Во-первых, выросла проектная мощность будущей трубы. По словам Миллера, она составит порядка 50 млрд кубометров газа в год, хотя еще на ВЭФ обсуждались поставки в районе 30 млрд. Во-вторых,

«Газпром» явно перестал рассматривать вариант со строительством газопровода через Алтай: наверняка сказались технические сложности с прокладкой труб через горный массив и вероятность нанести непоправимый вред местной экологии.

В третьих — спрос на газ во всем мире на фоне пандемии коронавируса начал стремительно падать.

«Газпром» явно надеется на рост спроса в долгосрочной перспективе, ведь Китай постепенно избавляется от угольных источников электрогенерации в пользу более экологичного природного газа. Теперь компания планирует построить газопровод через Монголию: из Томска в Красноярск, а потом — Иркутск и Улан-Батор, пишет «Коммерсантъ». И здесь, как отмечают некоторые аналитики, есть шанс нарваться на проблемы уже после запуска перспективного проекта.

В беседе с «Газетой.Ru» ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович напомнил, что

транзитные страны, как показывает российский опыт с теми же Украиной и Белоруссией, приносят Москве множество проблем, в том числе связанных с тарифами на перекачку топлива. Более того, политико-экономический статус Монголии несет большой риск для «Газпрома».

«Для Китая наличие трубы через эту страну будет означать возможности дополнительного давления на Россию, поскольку Монголия в очень большой степени находится под китайским влиянием во всех аспектах — экономических, политических и социальных», — отмечает Станислав Митрахович.

Спорное направление

Строительство газопровода в Китай с востока несет в себе еще один риск — конкуренция на этом направлении очень высока, а западная часть Китая, куда должна прийти «Сила Сибири — 2», не так густо населена и уж точно не сравнится по своему производственно-экономическому потенциалу с более развитыми регионами страны.

«Поэтому большие объемы газа там не востребованы. Плюс, туда приходят газопроводы из Центральной Азии, то есть с ними неминуемо возникнет конкуренция, и удастся ли России убедить Китай, что этот газопровод ему нужен, остается вопросом»,

— объясняет эксперт.

Потеснить «Газпром» на китайском рынке энергоносителей могут и американцы, сделавшие ставку на серьезное наращивание мощностей по производству и экспорту СПГ. В январе этого года по итогам первого этапа торговой сделки китайская сторона приняла на себя обязательство дополнительно закупить энергоресурсы из США на сумму более $50 млрд долларов.

Но у России есть достаточно аргументов, чтобы убедить китайскую сторону в необходимости нового газопровода, уверен Станислав Митрахович. Дело в том, что

у Китая не так все хорошо с подземными хранилищами газа (ПХГ), поскольку у страны пока нет эффективных технологий для его хранения.

«Проблема с ПХГ тянет за собой сложности с покрытием пикового сезонного спроса. Поэтому им было бы неплохо получить источник трубопроводного газа на восточной границе», — уверяет эксперт.

Что касается альтернативных источников газа — того же СПГ — нужны гарантии, что он вовремя доплывет. Но в нынешних условиях растущего напряжения между Китаем и США, которое может перейти не только в торгово-экономическое, но и военное противостояние, маршруты поставок СПГ могут оказаться в зоне риска, считает Митрахович. Поэтому вариант с трубопроводным газом, который Китай получает от своих соседей, гораздо безопаснее, чем ставка на СПГ.

Эксперт подчеркнул, что у СПГ и трубопроводного газа есть и разница в области применения. Последний используется не только в энергетике, но и в химической промышленности (строительные материалы, химические удобрения), а СПГ не может так же эффективно применяться в этих отраслях из-за своей специфики.

Не всем по нраву

Против энергетического сближения России и Китая могут выступить в Вашингтоне.

«В настоящий момент не стоит недооценивать влияние Вашингтона, так как пока речь идет скорее о наращивании объемов поставок американского СПГ в Китай»,

— напоминает глава люксембургского офиса консалтинговой группы «KRK Group» Никита Рябинин.

Это значит, что, с одной стороны, претензии американских властей из-за коронавируса могут обострить отношения стран, с другой — Пекин может и приостановить свою активность по отношению к «Силе Сибири — 2», чтобы не усугублять конфронтацию с Вашингтоном.

Станислав Митрахович тоже опасается реакции Вашингтона на новый газотранспортный проект. Эксперт отметил, что американцы могут вводить санкции по любым причинам. Россию, например, обвиняли в том, что она участвует в ОПЕК+, потому что у этой организации есть признаки картеля, а по американскому законодательству картели запрещены. И сенаторы предлагали распространить американское законодательство на весь мир, а потом все тот же Вашингтон критиковал Москву за то, что она не сильно самоограничивается по добыче нефти в рамках того же картеля.

«При желании к Китаю тоже за пять минут можно написать огромный список претензий — и за занижение курса юаня, и за разгоны демонстраций, и за воровство технологий. Но, как говорится, кто не без греха. Американцы всем этим что ли не занимаются?» — разводит руками эксперт.

Противники строительства нового газопровода могут появиться и внутри страны, ведь «Газпром» не единственный поставщик газа на китайский рынок.

«Строительство «Силы Сибири — 2» обострит конкуренцию «Газпрома» и «Новатэка» на рынке КНР. Думаю, что когда «Новатэк» убеждал Путина в том, что это все не страшно, он немного лукавил, исходя из своих корпоративных интересов. Так что теперь правительство и президент должны стать главными арбитрами в этом вопросе», — рассказал Станислав Митрахович.

С одной стороны, Китай явно заинтересован в российском СПГ, который, ко всему прочему, идет по безопасному маршруту — через Северный морской путь (СМП). Иначе Фонд Шелкового пути не заходил бы как акционер в «Ямал СПГ», а китайские компании — в «Арктик СПГ — 2». С другой — у Китая единая энергосистема, а значит, по сути не столь важно, с какого направления поступает топливо.

Дороже, чем первый

Отдельной задачей станет поиск финансирования строительства новой «Силы Сибири». По мнению директора практики «Газ и химия» Vygon Consulting, на которого ссылается «Коммерсантъ»,

на строительство трубопровода уйдет от четырех до шести лет и 1,3-1,5 трлн рублей. Первая «Сила Сибири» обошлась дешевле: примерно в 1,1 трлн.

Хватит ли у «Газпрома» денег на то, чтобы полностью построить новый газопровод исключительно за свой счет — вопрос дискуссионный. Собеседник «Газеты.Ru» Станислав Митрахович считает, что компания захочет сохранить свободу рук и стать его единственным владельцем, но даже в противном случае варианты есть.

Если Китай серьезно заинтересуется этим проектом, он может частично профинансировать его реализацию. Аналогичный опыт есть у «Новатэка»: китайские фонды и нефтегазовые компании уже инвестировали в «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ — 2».

Кроме того, «Газпром» может взять необходимые средства в долг даже у зарубежных банкиров — в отличие от некоторых российских компаний, он не находится под финансовыми санкциями со стороны Запада.

Новости и материалы
Россия заблокировала в СБ ООН резолюцию США о ядерном оружии в космосе
Хави изменил свое решение и намерен остаться в «Барселоне»
Франция планирует усилить цензуру против России
Российские врачи восстановили волосы мальчику, получившему страшные ожоги
Космический мусор повредил китайскую орбитальную станцию «Тяньгун»
«Зенит» сенсационно проиграл девятой команде РПЛ
Замминистра обороны Иванов помещен в СИЗО в Москве
Германия не будет лишать украинских мужчин статуса беженцев
Тренер «Локо» одним словом описал своих игроков, перевернувших матч в добавленное время
Журналисты высоко оценили новую игру с сексуальной героиней Stellar Blade
Госдеп подтвердил тайные поставки Киеву ракет ATACMS
Задержана бывший первый зампред правительства Подмосковья
Тренера Писарева дисквалифицировали на четыре матча
Врачи удвоили выживаемость при раке желудка 4-й стадии
Армянская полиция проводит жесткие задержания в центре Еревана
Ученые нашли в стоках вирус, уничтожающий одного из самых опасных паразитов
Российские полицейские накрыли канал нелегальной миграции в Омске
В США заявили, что передали Украине ATACMS для применения на ее «суверенной территории»
Все новости