Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Аэрофлот» достиг «дочки» с невозвратом

«Аэрофлот» готов создать лоукост-перевозчика, но требуются изменения в законах

Алина Черноиванова 26.10.2012, 19:09
«Аэрофлот» предложил план по созданию национального бюджетного авиаперевозчика AFP
«Аэрофлот» предложил план по созданию национального бюджетного авиаперевозчика

«Аэрофлот» готов создать национального лоукост-перевозчика, сообщил Владимиру Путину глава авиакомпании Виталий Савельев. Но власти должны отменить нормы, сдерживающие развитие бюджетных перевозок и самих авиакомпаний. Например, разрешить продавать невозвратные билеты и не кормить пассажиров на борту.

«Аэрофлот» готов создать новую компанию в группе — бюджетного авиаперевозчика. Об этом сообщил на встрече с президентом Владимиром Путиным гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Создание лоукостера запланировано на 2013—2014 годы в рамках стратегии развития группы до 2025 года, но «по мере возникновения соответствующих условий», говорилось в документе. Оптимистичный прогноз — почти 8 млн перевезенных пассажиров в 2025 году.

«Мешает [отсутствие] нескольких законодательных актов, — пояснил Савельев Путину. — Точнее, поправок к Воздушному кодексу, которые мы должны реализовать для того, чтобы создать национальный лоукостер. И мы готовы это сделать. Если поправки в Воздушный кодекс будут приняты — от полугода до года максимум…»

Власти, по его мнению, должны разрешить авиакомпаниям продавать невозвратные билеты, привлекать пилотов — не граждан России, взимать плату за провоз багажа и не кормить пассажира.

«Пассажир, покупая дешевый билет, должен понимать, что он его не может вернуть, — отметил Савельев. — Это не только касается лоукостеров, но и обыкновенных перевозчиков, только в меньшем объеме».

Законопроект по введению невозвратных тарифов подготовил Минтранс. И в Федеральной антимонопольной службе согласились с инициативой, так как она «позволит снизить стоимость перевозки до уровня, компенсирующего пассажиру неудобства, связанные с невозможностью осуществить возврат билета». Такие тарифы возможны без ограничений на международных маршрутах, на внутренних маршрутах, если их обслуживают не менее трех перевозчиков, и при определенных условиях на монопольных маршрутах, говорилось в материалах ФАС к недавнему заседанию правительственной комиссии по конкуренции и малому предпринимательству.

Возможность привлечения пилотов-нерезидентов также уже оформлена в виде законопроекта Минтранса. «У нас сегодня (у всех авиакомпаний России) дефицит пилотов, и идет война цен: мы взвинчиваем цены, зарплаты нашим пилотам, — пояснил на встрече с президентом глава «Аэрофлота». — Так что это будет существенно для лоукоста. Командир воздушного судна «Аэрофлота» получает сегодня 420 тысяч рублей в месяц. Это, за минусом налогов, зарплата пилота авиакомпании Lufthansa. Но если у нас будет достаточно пилотов и не будет дефицита, мы сможем реально регулировать условия».

Прежде всего существует дефицит высококвалифицированных командиров воздушных судов, пояснили накануне замглавы Минтранса Валерий Окулов и представители крупнейших авиакомпаний на пресс-конференции, посвященной новому законопроекту Минтранса. В России сейчас 14,2 тыс. пилотов, ежегодно до 700 пилотов уходят в иностранные авиакомпании или списываются с летной службы, а замещение молодыми кадрами происходит очень медленно, сетуют специалисты.

И если сейчас компании еще справляются с ситуацией (в том числе помогая пилотам получать российское гражданство), то с ростом объема авиаперевозок ситуация может стать критической. Особенно острый дефицит пилотов в регионах, пояснил гендиректор «Сибири» (S7) Владимир Объедков.

Для реализации схемы бюджетных перевозок требуются изменения в федеральные авиационные правила. «Первое, пассажир должен за багаж платить, если мы говорим о лоукостере, — пояснил Савельев Путину. — Сегодня же 10 килограммов багажа пассажир везет бесплатно». Кроме того, на бюджетных рейсах, которые, как правило, длятся не более двух часов, авиакомпании должны получить право не кормить и не поить пассажира в обязательном порядке. Сейчас и напитки, и еда на авиарейсе являются обязательной составляющей тарифа.

«Наконец, для лоукостера должен быть специальный аэропорт, — сказал Савельев. — Вокруг Москвы есть ряд аэропортов, которые могут базировать лоукостеров, потому что должны быть очень дешевые аэропортовые сборы».

Развитие инфраструктуры Шереметьево, где базируется «Аэрофлот» и куда летают региональные компании группы и компании альянса SkyTeam, не позволяет рассматривать его как аэропорт еще и для лоукост-компании. Планы развития Внуково и Домодедово также предусматривают прежде всего формирование глобальных хабов. Где именно в Московской авиаузле может базироваться лоукост-компания, в «Аэрофлоте» уточнить не смогли, пояснив, что возможность создания такой компании сейчас только прорабатывается.

«Вариантов пока немного, — добавляет источник в отрасли. — Кубинка, но там «Нафта Москва» Сулеймана Керимова развивает бизнес-авиацию, или Остафьево, но и там деловая авиация от «Газпром-авиа». Быково закрыто и исключено из реестра гражданских аэродромов».

Рабочая группа Минтранса по поручению правительства разрабатывает варианты развития Московского авиаузла. В регионе 14 аэродромов гражданской авиации и 22 военных и специализированных аэродрома, рассматриваются возможности Раменского, Чкаловского и других.

Еще один вопрос, который предстоит проработать «Аэрофлоту», — парк воздушных судов для бюджетной авиакомпании.

«Модель низкобюджетных перевозок успешно работает только с определенным типом воздушных судов — это А320 и Boeing 737 в моноклассовой комплектации салона (180 и 190 кресел соответственно)», — говорилось в материалах ФАС. Отечественных аналогов нет, констатируют в ведомстве, считая необходимым отменить таможенные пошлины на такие самолеты.

В парке группы «Аэрофлот» Boeing 737-800 в одноклассной компоновке есть у OrenAir, которая сейчас развивается преимущественно как чартерный перевозчик. Но для лоукост-компании потребуется заказ новых самолетов, уточняет источник в «Аэрофлоте». «Модель бюджетных перевозок требует, чтобы самолет эксплуатировался по максимуму, а значит, нужны совершенно новые машины — с конвейера», — поясняет он.

Но портфель заказов Boeing и Airbus переполнен. В частности, норвежская бюджетная компания Norwegian Air Shuttle, заказавшая в начале 2012 года 100 самолетов A320neo и 100 лайнеров Boeing 737 MAX8, первые из них сможет получить не ранее 2015 года. В портфеле твердых заказов группы «Аэрофлот» самолетов семейства А320 и Boeing 737 в моноклассовой комплектации салона сейчас нет. Однако в начале года компания подписала соглашение о намерениях с госкорпорацией «Ростехнологии» на поставку 50 самолетов Boeing 737 Next-Generation. Компоновка будет определяться ближе к моменту поставки, а сама поставка, как сообщалось ранее, ожидается в период с сентября 2013 года по 2017 год.