Пенсионный советник

У «Почты России» отделяют отделения

Счетная палата объявила, что 36% объектов недвижимости, которые использует «Почта России» , не оформлены на предприятие

Анастасия Матвеева, Екатерина Ткаченко 25.09.2012, 21:45
Счетная Палаты выявила проблемы в механизмах предоставления услуг связи «Почты России» ИТАР-ТАСС
Счетная Палаты выявила проблемы в механизмах предоставления услуг связи «Почты России»

Более 15 000 помещений почтовых отделений не оформлены на «Почту России», установила Счетная палата. Это не отменяет прав собственности, считают юристы. Но источники утверждают, что пробелы в госреестре могут стать причиной переоформления недвижимости в федеральную собственность.

Счетная палата объявила, что 36% объектов недвижимости, которые использует «Почта России» , не оформлены на предприятие. Это создает риски утраты федерального имущества, предупредили аудиторы в материалах по итогам проверки законности и эффективного использования госсредств в почтовом ФГУП.

Сейчас «Почта России» объединяет 86 филиалов, это около 42 000 объектов почтовой связи на всей территории России, включая города и сельские населенные пункты. Соответственно, проблемы с оформлением в собственность ФГУП, по данным СП, могут возникнуть у боее 15 000 объектов недвижимости.

Претензии предъявлены и к Россвязи, как к собственнику имущества «Почты России».

Замечания Счетной палаты также касаются согласования крупных сделок для реализации инвестпроектов и проблем с предоставлением универсальных услуг связи: аудиторы недовольны выбором оператора предоставления услуг, сроками и полнотой перечислений средств в резерв универсального обслуживания, а также объемами возмещения убытков от оказания таких услуг и использованием пунктов коллективного доступа.

«Тарифы на оказание универсальных услуг связи, устанавливаемые Россвязью, зачастую неконкурентоспособны, — подчеркивается в сообщении Счетной палаты. «Почта России» не ведет на счетах бухгалтерского учета раздельный учет доходов и расходов по оказанию универсальных услуг связи, что противоречит законодательству и не способствует прозрачности данной деятельности, указали аудиторы.

Аудитор Михаил Бесхмельницын, который проводил проверку оказался недоступен для комментариев, так как находится в командировке. В Россвязи и Минсвязи не смогли оперативно предоставить комментарий.

«Предприятие проводит политику сохранения присутствия на всей территории страны в целях выполнения своей социальной миссии и обеспечения равной доступности услуг почтовой связи для всех жителей России», — приводит «Почта России» заявление гендиректора предприятия Александра Киселева. В сообщении ФГУП отмечается, что более половины сельских почтовых отделений являются убыточными.

«Высокий уровень износа инфраструктуры и растущая потребность в инвестициях для ее модернизации, а также необходимость покрытия убытков от регулируемых услуг, оказываемых по социально ориентированным тарифам ниже себестоимости, — жалуются в ФГУП. — Это усложняет решение задачи по содержанию убыточных отделений: только сельские ОПС генерируют около 4 млрд рублей убытков ежегодно».

За второй квартал 2012 года прибыль «Почты России» составила 1,46 млрд рублей при выручке в 31,997 млрд рублей.

«Множество объектов недвижимости ФГУПов не оформлено после введения в действие нового порядка регистрации прав в едином государственном реестре прав на недвижимость с 1998 года», — объясняет старший юрист гражданско-правового департамента юридической компании «КЛИФФ» Вадим Черданцев, отмечая, что заявление Счетной Палаты о рисках утраты федерального имущества «недостаточно аргументировано».

В соотвествии с законом №122 «О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним», право собственности возникает на основании правоустанавливающих документов, независимо от сроков их оформления и регистрации, объясняет юрист МКА «Николаев и партнеры» Василий Моисеев.

«У нас до сих пор достаточно и государственных предприятий, и физических, и юридических лиц, владеют помещениями и не зарегистрированых в государственном реестре. И это не значит, что они не являются собственниками имущества», — отмечает эксперт.

Пока имущество не зарегистрировано, в графе «правообладатель» госреестра стоит отметка «сведения отсутствуют». Часто в него вносится объект, когда возникает необходимость — при его сдачи в аренду или продажи и т.д. Если же реформирований не проводилось и не планируется, оно остается в ведении ФГУП. «Если сейчас Счетная Палата взялась за «Почту России», она станет далеко не последней, которой ведомство будет рекомендовать оформить права на недвижимое имущество», — резюмирует Моисеев.

Если «Почта России» не устранит нарушения , юридически не оформленные объекты недвижимости могут перейти в федеральную собственность, отметил источник, близкий к Инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости.