Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Венецию сдует российским ветром

На Венецианской биеннале Россия представит срамной салют, мощный ветродуй и бегущих человечков.

Циклические процессы характерны тем, что никогда нельзя сказать: ну надо же, а мы и не думали. Венецианская художественная биеннале функционирует больше ста лет — с перерывами лишь на мировые войны, в одном и том же режиме. Раз в два года, в начале лета, национальные павильоны разных стран заполняются экспонатами и туристами (по четным годам аналогичным образом проходит архитектурная биеннале).

Традиция укоренилась настолько, что мало кто нынче может с определенностью ответить, зачем все это устраивается.

Доминирующая версия – для выявления новых интернациональных трендов и обмена опытом. Хотя не лишено резона и мнение, что это парад национальных тщеславий и своего рода ведомственное состязание: у кого министерство культуры круче и разворотливей. И уж в любом случае это гигантский аттракцион для понаехавшей публики. Получить здесь награду престижно, разумеется, но вовсе не то же самое, что отхватить, допустим, «Пальмовую ветвь» в Каннах или выиграть кубок УЕФА. Многие вообще не рассматривают всерьез венецианские поветрия и предпочитают другие ориентиры в современной ситуации. Однако для наших чиновников, кураторов и художников участие в биеннале – все равно что бросок на амбразуру: докажем всему миру, что тоже не лыком шиты.

Российский павильон на 51-й биеннале откроется 10 июня. За три недели до премьеры организаторы собрали пресс-конференцию, чтобы рассказать о нынешнем проекте. Вернее, о проектах, поскольку отечество будут представлять в Венеции две «бригады» – московская группа Escape (Валерий Айзенберг, Антон Литвин, Богдан Мамонов, Лиза Морозова) и семейный дуэт из Нижнего Новгорода – Сергей Проворов и Галина Мызникова, которых теперь тоже величают на интернациональный лад группой ProvMyza (пока брeнд не устоялся, предлагаем переименовать их в группу Promise – звучит бодрее). Кураторский дуэт также оказался «междугородним»: процессом руководят Ольга Лопухова, арт-директор московской «Арт-Стрелки», и Любовь Сапрыкина, ведающая Центром современного искусства в Нижнем.

Финансируют деятельность этого ансамбля Минкульт и фонд Форда (для осознания пропорций приведем две цифры: вклад госбюджета – 1,5 млн рублей, заокеанская помощь – $130 тыс.).

Так чем же конкретно будем покорять Венецию? Оба проекта новые и эксклюзивные. Escape покажут интерактивное слайд-шоу под названием «Слишком долго, чтобы убежать». Фабула такова: по заснеженному полю навстречу публике движутся четыре фигуры в красных комбинезонах (см. выше списочный состав группы). Чем больше зрителей, тем выше скорость передвижения – эту зависимость обеспечивают специальные датчики при входе в зал. По достижении критической зрительской массы происходит нечто, о чем пока не сообщается (на самом деле из пресс-досье финальная развязка вычитывается, но раз уж авторы так дорожат интригой, от разглашения воздержимся). Описание второго сюжета также не займет много места: нижегородцы установят в павильоне аэрозвуковую инсталляцию «Волшебный ветер», которая названа в пресс-релизе «сложным инженерно-техническим сооружением». Агрегат предназначен для производства воздушных потоков – от ласковых сквознячков до сногсшибательных вихрей.

По расчетам специалистов, среднестатистический хомо сапиенс способен продержаться под напором ветра не дольше двух минут – за это время, вероятно, он должен испытать потрясение на всю оставшуюся жизнь.

Собственно, на этом всё. Добавим только, что главная тема обоих проектов – все та же дискоммуникация, будь она неладна, то есть проблема взаимоотношений искусства и зрителя, с которой лет тридцать как минимум носятся интеллектуалы всех мастей и от которой уже мухи дохнут. Но люди живучее мух. От российских участников ждут, понятное дело, победы. С этим у нас до сих пор обстояло неважно – оценки прежних выступлений колебались в диапазоне от «хорошего среднего уровня» до «полного провала». Использование в качестве экспозиционного материала природных стихий заставляет вспомнить о заклинаниях силой ветра, силой воды и т. д. Действительно, два года назад Александр Виноградов и Владимир Дубосарский демонстрировали «подводную живопись». Тот опыт удачи не принес, нет гарантий и сегодня. В случае чего из первоэлементов останутся еще огонь и земля. Хотя нет, огонь уже ангажирован: на открытии российского павильона обещают перформанс «Салют» от команды «Синие носы». Мизин с Шабуровым оттянут треники, и из тех мест, которые в старину называли срамными или причинными, в темнеющее венецианское небо взовьются фейерверки. Будем уповать, что все кончится хорошо – и для причинных мест, и для венецианского неба.

Новости и материалы
Новый тип российских ракет замечен в небе над Украиной
Взрывы прозвучали во Львовской области и Днепре
Российские авианаводчики успешно передали цели штурмовой авиации
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
Все новости