Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Баллады в красках опасны для ума

Выставка «Писатель рисующий» оказалась интересной, хотя Сорокин не проиллюстрировал свои рассказы, а Жуковский рисовал дачи.

Poeta pingens (писатель рисующий) – вообще-то нонсенс, сбой в культурологической классификации. Слова ни в чем не равны изображению, а филологический кумир Юрий Тынянов так прямо и заявлял, что словесная образность принципиально непереводима в изобразительную. Но встречались и другие мнения. Например, Алиса из сказки Кэрролла внедряла противоположную мысль:

«Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров».

Последуем за Алисой и поговорим о книжках, картинках и прилагающихся к ним писателях и художниках.

Зачем они делают это, мастера словесности и властители наших дум? Казалось бы, излагай себе души прекрасные порывы, живи один на гонорары, будь собой, чтобы тобою не стали другие. Однако есть тайна, некоторым известная: писатель сиротлив перед загадкой мироздания. Берясь за написание романа или повести, он чувствует некоторую ущербность, заведомую недостаточность употребляемых слов – и в возбуждении или задумчивости рисует что-нибудь на полях рукописи. Самый известный случай – маргиналии А. С. Пушкина, которые превратились в идеал и канон. Они хороши тем, что не претендуют на самостоятельность и вообще не предназначены для посторонних глаз, а лишь подтверждают органическую гениальность «нашего всего».

Его пример другим наука: литераторов неоднократно предостерегали от иллюзий насчет их изобразительных талантов. Цехом художественных критиков специально был отряжен знаменитый Абрам Эфрос, чтобы произнести: «Большие поэты становились маленькими художниками, едва только становились художниками. Хуже было то, что они не чувствовали своего унижения». И это правда: не чувствовали, потому что верили в свое право жечь сердца не одним лишь глаголом.

Среди Poeta pingens замечены и Николай Батюшков, и Владимир Жуковский, и Иван Тургенев, и Андрей Белый – проще назвать тех, кто не рисовал.

Выставка в Литературном музее не то чтобы узаконивает их побочные творческие продукты, но предлагает отнестись к ним с вниманием. Глядишь, выйдет понять что-нибудь важное – про жизнь, про судьбу, про литературу.

Казалось бы, писатели в первую очередь должны усердствовать на почве автоиллюстрирования: уточнять внешность персонажей, разрабатывать мизансцены и т. п. Однако такая разновидность литераторского рисования встречается не так уж часто. Разве что Андрей Белый с упорством изображал героев «Москвы» и «Петербурга», да еще Маяковский проектировал сценографию к постановке «Мистерии-буфф». Остальные посредством рисования скорее от писательства отвлекались. Жуковский, к примеру, любил изображать пригородные дачи и делал это, надо сказать, весьма профессионально, иногда даже прибегая к сложным гравировальным техникам. Лермонтов щеголял кавказскими видами, Леонид Андреев портретировал знакомых, Макс Волошин вообще заделался вдумчивым пейзажистом. Иногда страсть к рисованию приобретала странный характер: скажем, Батюшков в последние годы жизни совершенно забросил поэзию и отдался «балладам в красках» – причудливым композициям в духе нынешнего постмодернизма.

Было ли это занятие симптомом душевного заболевания или его причиной, современники утверждать не брались. Живопись для литератора – болезнь или лекарство?

Вот глава российского ПЕН-клуба Александр Ткаченко на открытии утверждал, что занятия изобразительным искусством излечили его в свое время от тяжелейшего невроза. Так или иначе, нельзя оспорить очевидное: писательские картинки имеют прямое отношение к глубинам психики.

Выставка охватывает практически два столетия и приводит непосредственно к сегодняшним дням. Здесь представлены и видеомы Андрея Вознесенского, и изысканные акварели Людмилы Петрушевской, и линейная графика Дмитрия Пригова. Даже затесался один рисуночек Владимира Сорокина – довольно безобидный, без каких-либо признаков анального секса и каннибализма…

Удивительное дело, искусство большей частью непрофессиональное, а увлекает не хуже мастерского.

Соотнося картинки с литературным творчеством авторов, к концу просмотра накапливаешь такой воз ассоциаций, что и на улице от него не сразу удается избавиться. Могут ведь, если постараются. К своему 70-летию Литературный музей выдал сюжет, достойный пристального зрительского внимания.

В филиале ГЛМ (Трубниковский пер., 17). Надолго.

Новости и материалы
Портативную консоль Asus ROG Ally 2024 покажут в июне
Названы лучшие гаджеты Apple по версии пользователей
В Москве задержан устроивший стрельбу на Коровинском шоссе
Российская фигуристка выложила необычное селфи
Недорогой смартфон Google будут обновлять на протяжении семи лет
ХАМАС готов освободить 33 израильских заложника
Бойца ВСУ застрелили сослуживцы за съемку позиций
На Эльбрусе нашли двух потерявшихся туристов
Меган Фокс и Machine Gun Kelly решили вернуть отношения с помощью психолога
В Белгороде отменили ракетную опасность
«Жирона» впервые в истории вышла в Лигу чемпионов
Благодатный огонь доставили в Россию
Лара Крофт в следующей части игры отправится в Индию
Россиянам назвали продукты, снижающие кровяное давление
Биолог Лялина: бананы и другие богатые калием фрукты помогают снизить давление
Врач рассказал, сколько шашлыка можно съедать за раз
Токсиколог Кутушов: разовая порция шашлыка не должна превышать 250 граммов
На Украине назвали условие для ввода иностранных войск в страну
В Белгороде и Белгородском районе запущена сирена ракетной опасности
В Харькове сообщили о четвертом взрыве за сутки
Все новости