Депо теряется в реставрации

Реконструкцию Кругового депо в РЖД называют «европейским проектом», а градозащитники — его уничтожением



РЖД возобновило снос памятника архитектуры — Кругового депо Николаевской железной дороги

РЖД возобновило снос памятника архитектуры — Кругового депо Николаевской железной дороги

Станислав Красильников/ИТАР-ТАСС
РЖД возобновило снос здания Кругового депо на Ленинградском вокзале в Москве. По заявлению градозащитников, ситуация уже необратима: памятник XIX века потерял 40% объема объекта охраны. В РЖД повторяют, что реставрируют здание в соответствии с утвержденным проектом. А проект нужен для расширения пассажирского сообщения от Ленинградского вокзала до станции Химки.

ОАО РЖД нарушило договоренности с Северной транспортной прокуратурой, достигнутые в ходе совещания на объекте 29 мая и возобновило снос памятника промышленной архитектуры — Кругового депо Николаевской железной дороги в районе трех вокзалов, сообщило в пятницу общественное движение «Архнадзор». «Эмбарго на работы было объявлено до утра пятницы, 31 мая. За это время прокуратура должна была провести проверку правомерности выдачи Мосгорнаследием разрешения на работы по проекту приспособления Кругового депо к современному использованию. Однако снос возобновился уже в четверг. При этом охрана препятствовала съемке происходящего», — рассказали в «Архнадзоре».

По словам находящихся на месте активистов, сейчас идет снос внешнего периметра стен XIX века тяжелой строительной техникой — на объекте культурного наследия работает экскаватор.

Первое паровозное депо в Москве, построенное в середине XIX века, оказались помехой для строительства новых железнодорожных веток рядом с Ленинградским вокзалом. Работы по демонтажу велись с зимы, но они не касались элементов, охраняемых законодательством о культурном наследии: разбирались более поздние постройки, расчищалась основа памятника. Однако во вторник начался активный снос сводов секций самого депо. «Архнадзор» обратился в транспортную прокуратуру, и работы были остановлены.

«Совершено преступление, предусмотренное 243 статьей УК (разрушение и повреждение памятников истории и культуры), — считает координатор «Архнадзора» Юрий Егоров. — В законе прямо написано, что, во-первых, сносить памятники нельзя, а во-вторых, если намечается какое-то строительство, прежде всего должна быть обеспечена сохранность памятника. Тем не менее вчера в районе 10 вечера был начат снос здания Кругового депо при наличии явно незаконно выданных согласований, о чем мы уже не раз говорили. Это проведенная по заказу РЖД экспертиза, в которой прямо пишется, что проект реставрации депо не соответствует требованиям действующего законодательства и утвержденного Мосгорнаследием объекта охраны. Однако в итоге на проект дается положительное заключение. И Мосгорнаследие как-то очень быстро с этим соглашается».

Егоров напомнил, что существует заключение более ранней государственной историко-культурной экспертизы о признании Кругового депо объектом культурного наследия, проведенной в 2011 году под руководством заместителя гендиректора Музеев Московского кремля Андреем Баталовым. Согласно распоряжению № 165, которое Мосгорнаследие выпустило 1 декабря 2011 года, в соответствии с актом экспертизы ценностью обладает не отдельная часть депо, а все здание целиком. «Это памятник XIX века, который понятно как реставрировать. Это сооружение понесло некоторые потери из-за варварского обращения в советское время. Защита Кругового депо необходима в первую очередь как защита истории развития железной дороги», — выразил тогда свою точку зрения Баталов.

«В начале марта 2013 года состоялось заседание специальной комиссии Мосгорнаследия по рассмотрению предмета охраны памятника. И там также все согласились, что здание должно сохраниться в полном объеме», — рассказал Егоров. Однако уже 25 апреля Мосгорнаследие выдало ОАО РЖД разрешение на проведение работ по «Проекту приспособления к современному использованию выявленного объекта культурного наследия «Круговое депо Николаевской железной дороги», которым фактически санкционировано разрушение почти половины памятника.

Как сообщил во вторник журналистам глава Мосгорнаследия Александр Кибовский, ОАО РЖД реализует вполне европейский проект, необходимый не только самой компании, но и городу.

В Европе также частично или полностью сносятся объекты промышленной архитектуры, если они мешают транспортным коридорам. Что до уникальности Кругового депо, то, по словам главы Мосгорнаследия, точно такие же здания по проекту Тона были построены в Санкт-Петербурге и Твери. И их состояние гораздо лучше, чем у давно потерявшего купол московского памятника.

По словам Егорова, в настоящий момент ситуация уже необратима: памятник XIX века потерял 40% объема объекта охраны.

«За ночь успели сломать очень много, и сейчас снос продолжается, — рассказал он. — Практически все, что хотели, они уже так или иначе затронули. При этом так торопятся, что даже не остановили движение поездов по соседнему железнодорожному пути: в нескольких метрах от места сноса идут электрички, и обломки здания вполне могут попасть в окно».

Что касается обещания не возобновлять работы до утра пятницы, то, по словам Егорова, руководитель работ предложил ему сначала доказать, что такая договоренность вообще была (документально устные договоренности подтверждены не были). С другой стороны, отмечает он, транспортная прокуратура практически «часть того же железнодорожного ведомства» и на нее могли «надавить сверху». Получить комментарий в прокуратуре в пятницу не удалось.

В самих же РЖД заявляют, что не было ни каких-либо договоренностей с прокуратурой, ни тем более «эмбарго» на осуществление работ.

«Прокуратура вообще не может наложить эмбарго (временный запрет), она либо что-то разрешает, либо запрещает на основании документов и через суд, — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе ведомства. — Прокуратура запросила у нас разрешительные документы, и 30 мая все эти документы были отправлены».

Что до происходящего в настоящий момент сноса, то, по словам представителя РЖД, как таковые работы «по приспособлению» Кругового депо ведутся давно и не приостанавливались, просто не всегда эти работы «связаны с техникой». Связанные с техникой работы начались не в четверг, а в пятницу, 31 мая, объясняют в пресс-службе (сутки начинаются с нуля часов). Кроме того, утверждают в РЖД, не соответствует действительности информация о том, что снос депо мешает движению электричек и угрожает пассажирам: «работы ведутся в полном соответствии с требованиями безопасности движения».

«Цель строительства — давно назревшая необходимость максимально разгрузить ежегодно растущий пассажиропоток на направлении от Ленинградского вокзала до станции Химки, — объясняют в компании.

— Силами ОАО РЖД и привлеченными экспертными группами изначально было разработано несколько вариантов предложений, позволяющих сохранить как здание Кругового депо, так и обеспечить прохождение железнодорожных путей на его территории. В итоге за основу был взят вариант реставрации, предусматривающий расчистку объекта от пристроек позднего периода и частичный демонтаж паровозных ячеек-стойл со стороны проектируемых путей. Данный вариант позволяет приспособить здание для современного использования, максимально сохранив его исторический облик и объем с воссозданием утраченных элементов, а также обеспечить нормативные расстояния до железнодорожных путей. В результате проведенной государственной историко-культурной экспертизы сделан вывод о соответствии указанного проекта требованиям законодательства. Реализация проекта будет являться достойным примером цивилизованной европейской практики по сохранению и использованию объектов культурного наследия мирового значения».