Москвичей прокатили по-новому

В московском транспорте стартовал второй этап введения нового билетного «меню»: некоторые билеты оказались с браком

Ирина Резник 02.04.2013, 15:26
Алексей Филиппов/РИА «Новости»

В московском транспорте стартовал второй этап введения нового билетного «меню». Началась продажа «электронных кошельков» — пластиковых карт многократного использования с возможностью пополнения и несгораемым остатком — и проездных «90 минут», позволяющих совершить за это время один проход в метро и любое число поездок на наземном транспорте. Цены на билеты «округлились». Часть билетов оказалась бракованной. Переходный период, после которого будут упразднены билеты на одну-две поездки, продлится до 1 июля.

Во вторник в Москве начался второй, основной этап обновления проездных билетов на городском общественном транспорте — в продажу поступили проездной «90 минут» и электронный кошелек «Тройка». Во вторник все кассы московского метрополитена работают в усиленном режиме, а пассажиров по громкой связи информируют о нововведении.

Проездной «90 минут», по мнению разработчиков нового «меню», позволит экономить от 6 до 19 рублей за каждую поездку и будет выгоден пассажирам, пользующимся несколькими видами транспорта в течение одной поездки, а также тем пассажирам, кто находится в Москве проездом. Билет светло-зеленого цвета с изображением часов позволит совершить одну поездку на метрополитене и неограниченное число на наземном транспорте в течение полутора часов с момента первого прохода. Цена за один маршрут с пересадками составит 50 рублей.

Предусмотрено семь вариантов билета «90 минут»: на 1, 2, 5, 11, 20, 40 и 60 поездок (рассчитываемых из числа проходов в метро). Одна поездка по билету «90 минут» действительна только в день продажи, две поездки – в течение 5 дней со дня первого прохода, 5, 11, 20, 40 и 60 поездок – в течение 90 дней включая день продажи. Стоимость билета находится в обратной пропорции от числа поездок и составляет: на 1 поездку составит 50 рублей, на 2 поездки — 100 рублей, на 5 поездок — 220 рублей, на 11 поездок — 450 рублей, на 20 поездок — 750 рублей, на 40 поездок — 1,5 тыс. рублей, на 60 поездок — 1,8 тыс. рублей.

Электронный кошелек под названием «Тройка» — билет многократного использования с возможностью пополнения и несгораемым остатком — представляет собой пластиковую карту голубоватого оттенка с идентификационным номером и изображением трех лошадей в виде русской тройки. Первоначальная покупка «Тройки» обойдется в 100 рублей, из которых 50 рублей – залоговая стоимость, которую можно будет вернуть при сдаче карты в любую кассу метрополитена вне зависимости от места приобретения карты. Еще 50 рублей – первоначальный баланс. Стоимость проезда на всех видах транспорта при пользовании «электронным кошельком» останется неизменной как минимум еще два года, обещают в мэрии.

За каждую поездку с электронного кошелька будет списываться фиксированный тариф в зависимости от вида транспорта: для метро – 28 рублей, для наземного транспорта – 26 рублей.

Пополнять баланс можно будет через кассы метро, смс-сообщения, платежные и банковские терминалы, интернет, киоски печати или банковскую карту. В ближайшее время приобрести карту можно будет также в салонах связи и у операторов. Всего до конца года в Москве появятся около 25 тысяч точек продаж. А к концу нынешнего года должна появиться функция защиты карты от потери и кражи, а сам «кошелек» станет персонифицированным — привязанным к номеру телефона.

Как обещают в мэрии, в дальнейшем на электронном кошельке может появиться функция автоматического определения оптимального тарифа для проезда. Например, может быть применен тариф «90 минут», если несколько поездок уложилось в это время. Кроме того, в будущем электронным кошельком можно будет расплатиться за проезд не только в метро и автобусах, но и в аэроэкспрессах и электричках, а также за парковку.

Впрочем, нововведениями смогли воспользоваться не все москвичи — часть билетов «90 минут» оказалась с браком.

Это касается партии, поступившей на реализацию к водителям наземного транспорта и в неавтоматизированные кассы «Мосгортранса», сообщает пресс-центр департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Ранее «Интерфакс» сообщал, что некоторые пассажиры столичного наземного транспорта столкнулись во вторник утром с проблемами в использовании новых билетов «90 минут». В частности, корреспонденту агентства сразу на нескольких автобусных маршрутах в районе Чертаново не удалось активировать карту «90 минут». «Специалисты прилагают все усилия для урегулирования ситуации. От имени департамента транспорта Москвы приношу извинения за принесенные неудобства», — цитирует пресс-центр заместителя мэра по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова.

В департаменте уточняют, что билеты «90 минут» не функционируют в полном объеме по причине заводского брака. Остальные билеты, в том числе билет «90 минут», купленный в кассах московского метрополитена и в автоматизированных кассах «Мосгортранса», действуют исправно. Как пояснили в департаменте, 2 апреля пассажиры смогут беспрепятственно войти в салон при предъявлении водителям общественного транспорта подобного билета. Далее в кассах метрополитена и в автоматизированных кассах «Мосгортранса» пассажиру необходимо обменять билет на аналогичный действующий. «Недействующие билеты уже выведены из обращения и будут заменены исправными до 3 апреля. Уже завтра пассажиры смогут беспрепятственно использовать все виды предложенных билетов», — заявили в департаменте.

Первым этапом в формировании нового тарифного меню стало внедрение 1 февраля единого билета на фиксированное число поездок на все виды транспорта. Со вторника цены на них «округляются».

Делается это для «увеличения скорости обслуживания» пассажиров. Так, билет на одну поездку подорожает с нынешних 28 рублей до 30, на две поездки — с 56 до 60 рублей, на пять – со 135 до 150 рублей. Билет на 10 поездок за 265 рублей упраздняется, его заменит билет на 11 поездок по цене 300 рублей. Стоимость билетов на большее число поездок снижается и составит: на 20 поездок – 500 рублей вместо нынешних 520 рублей, на 60 поездок – 1,2 тыс. вместо 1245 рублей. Кроме того, вводится билет на 40 поездок за 1 тыс. рублей. Срок действия билетов от пяти до 60 поездок увеличивается до 90 дней. Стоимость безлимитного единого проездного билета сроком действия 30 дней составит 2,2 тыс. рублей (на 180 рублей дешевле прежнего).

Со 2 апреля произойдут изменения в порядке использования банковских карт с транспортным приложением метрополитена: вне зависимости от количества совершенных в течение месяца поездок стоимость каждой поездки составит 28 рублей. Для туристов и гостей города, которые в течение дня совершают большое количество поездок, со 2 апреля предусматривается безлимитный билет на все виды транспорта, действующий 24 часа с момента первой валидации. Цена такого билета — 200 рублей.

Меняется со вторника и дизайн единых билетов: на карточке голубого цвета расположены крупная белая буква «Е», а также логотипы каждого вида общественного транспорта. Кроме того, привычный билет для проезда на наземном общественном транспорте ТАТ (троллейбус, автобус, трамвай) будет продаваться в двух цветовых гаммах.

Все проездные билеты, приобретенные на метрополитене до 2 апреля, сохранят свое действие до истечения срока. Стоимость проезда по Социальной карте школьника и Социальной карте студента останется без изменений.

Чтобы пассажиры могли привыкнуть к новой системе, вводится трехмесячный переходный период от второго к третьему этапу. В течение этого времени можно будет купить проездной ТАТ на наземный общественный транспорт у водителя на две поездки за 50 рублей (с 1 июля – только на четыре поездки за 100 рублей и на 40 поездок — за 700 рублей). Кроме того, вплоть по 30 июня 2013 года сохраняется действие бумажных проездных билетов на одну и две поездки. Первоначально предполагалось, что эти билеты будут упразднены уже со 2 апреля, но идея наткнулась на резко негативную реакцию москвичей и общественных организаций. В итоге столичные власти уточнили виды и сроки продажи проездных билетов, внеся соответствующие изменения в декабрьские постановления, регулирующие введение нового билетного меню и тарифы.

По этой же причине до конца этого года сохраняется действие единых проездных безлимитных билетов на календарный месяц, квартал и год. Цена билета на месяц остается прежней – 2380 рублей. Однако количество поездок по этому билету на метрополитене и/или монорельсовой транспортной системе ограничивается до 70 в месяц. «Такие меры позволят обеспечить более мягкий процесс адаптации пассажиров к новому тарифному меню. Нужно время, чтобы привыкнуть, увидеть его преимущества», — считает руководитель столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. По его словам, процесс изменений билетного меню, направленный на удобство пассажиров, может быть продолжен.

Кроме того, в департаменте предлагают москвичам выбрать подходящий вид билета на общественный транспорт с помощью тарифного калькулятора. На специальном сайте www.troika.mos.ru можно подробнее узнать о новых билетах, подобрать себе с помощью тарифного калькулятора наиболее выгодный проездной, а также задать вопросы через форму обратной связи.

Между тем, несмотря на некоторые корректировки нового «меню», общественные организации продолжают заявлять о его недостатках.

Так, в организации «Общественный контроль» продажу проездных билетов, действующих 90 минут, назвали навязанной услугой, поскольку пассажиру приходится автоматически платить за наземный транспорт, даже если он не планировал пользоваться автобусом. То же самое касается годового безлимитного билета на метро: его заменит билет, который будет действовать на всех видах городского общественного транспорта и стоить дороже на 6 тыс. рублей. А по мнению Союза пассажиров, из-за того, что на билете «90 минут» время фиксируется только в электронном виде, а не печатается, будут возникать конфликтные ситуации. Кроме того, может увеличиться число мошенников, подделывающих проездные, и число «подрабатывающих» пенсионеров, предлагающих пассажирам в часы пик пройти через турникеты по более низкой цене.

Кроме того, правозащитники пообещали мэрии оспорить через суд отмену с 1 июля бумажных билетов на одну-две поездки и безлимитных билетов на метро. Отмена разовых билетов ущемляет права пассажиров метро, считают правозащитники, особенно тех, кто редко им пользуется, и в особенности людей, находящихся в Москве проездом. Между тем, напоминают эксперты, в развитых странах, где в транспорте давно уже используются универсальные электронные носители (аналоги московского «электронного кошелька»), объединившие в себе все разнообразные виды билетов, в кассах и автоматах остается возможность приобретения именно одно-двухразовых билетов.

В мэрии эти претензии называют надуманными. Как заявил журналистам Ликсутов, московские власти думают в первую очередь о большинстве населения города, которое получает возможность выбора наиболее удобного маршрута и билета. По его словам, нововведение снизит стоимость проезда для наиболее активных пассажиров и позволит избавиться от огромных очередей в кассы метрополитена, что же касается оплаты одной-двух поездок, то это можно будет сделать с помощью «электронного кошелька».

По данным столичного мэра Сергея Собянина, благодаря вводу единого билета на проезд в метро и наземном транспорте количество покупок одноразовых билетов на общественный транспорт Москвы уже существенно сократилось.

Во вторник градоначальник спустился в московское метро, чтобы лично ознакомиться с ситуацией. «Благодаря новым единым билетам количество покупок одноразовых билетов сократилось на 20%. Количество пассажиров на наземном транспорте показало положительную динамику, рост пассажиропотока составил 2,4%. Динамика неплохая», — заявил Собянин. Зайдя в вестибюль станции метро «Маяковская», он приобрел в кассе «электронный кошелек», доехал до станции «Тверская», откуда пешком отправился в здание мэрии на Тверской, 13.