Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Наша задача — чтобы специалисты были востребованы рынком труда»

Интервью с замдиректора департамента профобразования Минобрнауки Николаем Михайловым

Каким образом изменится профориентация российских студентов и как чиновники из Минобрнауки готовятся к смене стандартов в профессиональном образовании — на вопросы «Газеты. Ru» ответил заместитель директора Департамента профессионального образования Минобрнауки Николай Михайлов.

— В последнее время ведется много разговоров о том, что российские учебные заведения, начиная от начального профессионального образования и заканчивая высшим, год за годом выпускают огромное количество никому не нужных специалистов. Эксперты говорят, что нужно полностью менять систему профессиональных и образовательных стандартов. Министерство предпринимает какие-то действия в этом направлении?

— Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо определиться, что такое профессиональные стандарты и образовательные стандарты профессионального образования. В обывательской среде их часто путают. На самом деле первые относятся к сфере труда, в то время как вторые являются документами в сфере профессионального образования, которые разрабатывает Минобрнауки.

— Но все-таки в конечном итоге они должны быть взаимосвязаны. Происходит ли это на деле?

— Еще в начале 2000-х годов руководство страны отметило слабую связь действующих стандартов профессионального образования с рынком труда. Поэтому комплексный план реализации приоритетных направленный развития образования содержит пункт, обязывающий Минобрнауки России разработать новые государственные образовательные стандарты профессионального образования в тесном взаимодействии с работодателями.

Главная задача — получить на выходе из учебного заведения таких специалистов, которые будут востребованы рынком труда. Поэтому, конечно же, образовательные стандарты должны базироваться на основе профессиональных стандартов.

— Кто будет разрабатывать профессиональные стандарты?

— Процессом разработки профессиональных стандартов должны заниматься сами работодатели и их межотраслевые объединения (Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия» и т. д.), а сам вопрос курирует Минздравсоцразвития России. Однако главная проблема состоит в том, что большинство работодателей понимают, какими компетенциями должен обладать приходящий к ним специалист, но не знают, как сформулировать свои требования в профессиональном стандарте. Поэтому приходится констатировать, что поставленная в свое время задача по формированию профессиональных стандартов до 2008 года не была выполнена в срок.

В то же время, нельзя не заметить, что в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону. Так, разработаны профессиональные стандарты в области IT-технологий, туристической индустрии и ряде других отраслей.

— Почему при разработке образовательных стандартов нельзя просто воспользоваться существующими квалификационными характеристиками?

— Тарифно-квалификационные характеристики, составленные в конце 90-х годов и служившие основой для разработки действующих государственных образовательных стандартов профессионального образования, сильно устарели и не могут использоваться при разработке новых стандартов профессионального образования. С квалификационными характеристиками сейчас происходит большая неразбериха: отечественный книжный рынок наводнен брошюрами, которые содержат должностные инструкции в различных областях деятельности, составленные не официальными государственными органами, а частными авторами.

— Не так давно президент России Дмитрий Медведев заявил, что в скором времени должна появиться так называемая карта квалификаций, то есть единая система профессиональных стандартов. В какой стадии находится работа над этой системой?

— Данный вопрос находится вне компетенции Минобрнауки России. Дело в том, что основным исполнителем, ответственным за разработку профессиональных стандартов, является Минздравсоцразвития как правопреемник бывшего Минтруда. Министерство образования и науки совместно с Федеральным институтом развития образования лишь оказывает необходимое содействие в методическом и нормативном продвижении этого вопроса.

— Существуют ли направления, особенно важные для российской экономики, по которым профессиональные стандарты будут сформированы в первую очередь?

— Вопрос об очередности формирования профессиональных стандартов также находится вне компетенции Минобрнауки России. Но, если говорить о приоритетах развития российской экономики и связанных с ними векторах развития образования, небезынтересным представляется анализ формирования бюджетных мест при приеме в вузы. Учитывая дисбаланс между потребностями экономики в юристах, экономистах и педагогах и объемами их подготовки, Минобрнауки России уже несколько лет снижает контрольные цифры приема по ряду укрупненных групп специальностей и направлений подготовки. Среди них «Гуманитарные науки», «Образование и педагогика», «Экономика и управление», по которым сокращение цифр приема в 2011 году составит от девяти до восемнадцати процентов.

При этом с 2004-го по 2011 год растут контрольные цифры приема на такие укрупненные группы специальностей и направлений подготовки, как «Информационная безопасность», «Геодезия и землеустройство», «Морская техника», «Автоматика и управление», «Информатика и вычислительная техника».

— Повлияет ли новая система профессиональных стандартов на последующее трудоустройство студентов?

— Разумеется, повлияет. Хотя профессиональные стандарты призваны главным образом обеспечить эффективное управление персоналом и качеством труда, базирующиеся на их основе образовательные стандарты позволяют «развернуть» образовательные учреждения «лицом» к работодателям и повысить качество профессионального образования. Развитие системы профессиональных стандартов неминуемо приведет к расширению практикоориентированного подхода в вузах и ссузах. Уже сегодня во многих образовательных учреждениях студенты не просто вырабатывают практические навыки, а выполняют реальные задания, которые ставят перед ними соответствующие отрасли экономики. По сути, уже на старших курсах у обучающихся появляется возможность «наладить мосты» со своими будущими работодателями.

— Нет ли опасности, что, пока профессиональные стандарты и образовательные профессиональные стандарты будут окончательно доработаны и согласованы, они уже снова устареют?

— Мы понимаем, что в современном обществе обновление знаний происходит очень быстро и никакие стандарты нельзя рассматривать как нечто застывшее. Поэтому нет никаких сомнений в том, что в образовательные стандарты и впредь будут вноситься изменения и дополнения — вплоть до их пересмотра. Очевидно, профессиональные стандарты также будут постоянно обновляться и уточняться с учетом потребностей российской экономики.

Новости и материалы
Легенда «Локомотива» заявил, что Джикия нужен команде
В Минобороны Украины объяснили процесс вручения повесток
В «Крыльях Советов» признали слабость «Зенита»
Израиль и ХАМАС пристановили переговоры по обмену пленными
Ведущий «Модного приговора» назвал мужским трендом цвет, на который всегда делают наценку
Разведка Китая раскрыла шпионаж в космическом секторе
Роза Сябитова рассказала, как поднимает себе самооценку: «Гордись, ты молодец»
Названы три лучших iPhone, которые можно купить в 2024 году
Только пять матчей последнего тура РПЛ пройдут с VAR
На Украине мужчина напал с ножом на военкома
Ольга Бузова сравнила себя с принцессой Дианой: «Меня не принимали»
Президент Болгарии охарактеризовал покушение на премьера Словакии
Звезда «Голоса» Бубнар впервые появился на телевидении после избиения пылесосом
Сломавший 38 костей Джереми Реннер заявил, что засыпает на съемках
Ученые выяснили, что кишечные бактерии влияют на решения человека
Xiaomi выпустила дешевый геймерский монитор Redmi с частотой 180 Гц
«Байер» установил рекорд бундеслиги, завершив чемпионат без поражений
Найден новый способ обратить вспять возрастное снижение памяти и внимания
Все новости