Столкнувшись с орудиями труда человекообразных обезьян, дети смогли использовать их по назначению, догадавшись о правильном способе применения без помощи взрослых. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Один из самых влиятельных психологов, специализировавшийся на развитии детей, советский ученый Лев Выготский говорил, что только взаимодействие со взрослыми (главным образом с родителями) учит детей обращаться с теми или иными инструментами.
Для исследования ученые взяли орудия труда диких орангутангов и шимпанзе, а перед 50 детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет стояла цель: догадаться, зачем нужны те или иные незнакомые им вещи и как их использовать для решения поставленной задачи. Эксперименты показали, что в 11 из 12 случаев дети догадывались о правильном применении данного им инструмента.
Ева Рэйндл, аспирант Школы психологии Бирмингемского университета, объясняет выбор для эксперимента орудий труда человекообразных обезьян тем, что они отличаются от человека, и это исключает влияние социально приобретенных навыков поведения у детей.
Одно задание требовало от детей извлечь помпон из небольшой коробки, подобно тому, как обезьяны используют веточки, чтобы достать ядра из орехов. Задача могла быть решена только с использованием инструмента, но детям об этом не сказали. «Идея была в том, чтобы обеспечить детей сырым материалом для решения проблемы. Мы говорили детям о целях и задачах, но не упоминали о непременной необходимости использовать для этого инструмент. Это позволяло детям придумать цель использования предмета самостоятельно», — объясняет доктор Клаудио Теннье, сотрудник Школы психологии Бирмингемского университета.
Полученные результаты опровергли утверждение Льва Выготского. Исследователи, впрочем, отмечают, что обращение с более сложными инструментами действительно требует обучения и социализации.