Пенсионный советник

РЖД везут деньги вагонами

РЖД утвердили схему продажи «Первой грузовой компании» и «Трансконтейнера»

Анастасия Матвеева 20.04.2011, 10:01
ИТАР-ТАСС

Совет директоров РЖД утвердил схему продажи «Первой грузовой компании» и «Трансконтейнера» в рамках реформы железнодорожной монополии. Аукционы пройдут в 2011 году, условия тендера по ПГК предполагают ограничения для участников: компании-претенденты должны управлять собственным парком вагонов.

Совет директоров «Российских железных дорог» определил схему продажи «Первой грузовой компании» и «Трансконтейнера» — дочерних структур, работающих на конкурентном рынке грузовых перевозок. В 2011 году на аукцион выставляются 25% плюс одна акция «Трансконтейнера» со стартовой ценой 10,7 млрд рублей (около $375 млн).

Также на аукционе в третьем квартале 2011 года будет продана «Первая грузовая компания».

75% минус две акции крупнейшего оператора грузовых железнодорожных перевозок в России аудиторы KPMG оценили в 115,5 млрд рублей (около $4 млрд), рассказал глава совета директоров РЖД вице-премьер Александр Жуков.

По его словам, аукцион пройдет «с определенными условиями». Предполагается продажа актива одному стратегическому инвестору, уже управляющему не менее чем 15 000 вагонов.

Ранее в РЖД рассматривали возможность продажи бумаг на открытом рынке.

ПГК обслуживает 25% грузовых перевозок России. Доля компании в структуре вагонного парка России — 21%. В 2009 году ПГК перевезла 231,8 млн тонн грузов. За январь — ноябрь 2010 перевозки компании увеличились на 34% — до 275,6 млн тонн.

Ранее экспертные оценки ПГК колебались от 90 млрд рублей до почти 200 млрд рублей.

«Российские железные дороги» продают дочерние компании по распоряжению правительства в рамках реформы железнодорожной монополии. Предполагается, что госконцерн продаст активы в конкурентных секторах рынка и сохранит функции оператора железнодорожной инфраструктуры.

Деньги от продажи РЖД собираются направить на финансирование инвестиционной программы.

«Все, что будет получено «сверх», будет использоваться на увеличение инвестпрограммы этого года и 2012-го», — говорил старший вице-президент монополии Валерий Решетников.

Ранее президент РЖД Владимир Якунин отмечал, что необходимости полного выхода из уставных активов «дочек» нет. В перспективе дальнейшая приватизация «Трансконтейнера» может быть проведена лишь при острой необходимости в финансировании, говорил и Решетников: «Деньги кончатся — придется и это продавать».

Позже решение о сохранении неконтрольных пакетов дочерних предприятий РЖД было пересмотрено. Минтранс посчитал экономически целесообразной продажу 50% «Трансконтейнера». «Наша позиция, что выгоднее было бы продать контрольный пакет, потому что за него, на наш взгляд, можно получить больше денег, чем если продавать частями. И по крайней мере тот, у кого будет контрольный пакет, уже сможет заниматься конкретным стратегическим инвестированием в эту компанию», — говорил министр Игорь Левитин. Минэкономразвития поддерживает позицию «продавать все».

«Трансконтейнер», созданный в начале марта 2006 года, является ведущим железнодорожным контейнерным оператором России. Компания располагает 25,5 тыс. платформ и сетью терминалов на 46 железнодорожных станциях. Управляет терминалом в Словакии. Чистая прибыль в 2010 году — 404,2 млн рублей.

50% минус одна акция компании находится в распоряжении РЖД, 12,5% у группы Fesco, еще 9,25% у Европейского банка реконструкции и развития. У других владельцев, в числе которых связанные с РЖД Транскредитбанк и НПФ «Благосостояние», 11,63% акций. В свободном обращении находится 16,63% акций.

К «дочке» РЖД проявляли интерес железнодорожные операторы Globaltrans и Fesco.

О намерении принять участие в аукционе про продаже «Первой грузовой компании» ранее также говорили в Globaltrans, оценивая весь бизнес ПГК в $5 млрд (140 млрд рублей). Группу интересует ПГК без ее дочерней компании «Русагротранс».

К активам ПГК с 2010 года проявляли интерес структуры предпринимателей Геннадия Тимченко, Владимира Лисина и донецкая нефтяная компания «Нефтетранс».

«Тимченко — крупный акционер «Трансойла», бизнес транспортных перевозок может оказаться полезным для выхода на новые рынки», — говорит близкий к бизнесмену источник.

В пресс-службе UCL Holding, принадлежащей Лисину, подтвердили, что у группы «интерес к активам «Первой грузовой компании» сохраняется». «Нефтетранс» тоже подтвердил интерес к ПГК. Эти компании-претенденты удовлетворяют условию аукциона — наличие 15 000 вагонов в управлении.

Еще одним кандидатом на пакет акций ПГК может стать инвестиционная группа «Сумма Капитал». Об этом 11 марта заявил президент инвестиционной компании Марат Шайдаев. «Сумма» выступает совладельцем крупнейшего российского портового оператора «Новороссийский морской торговый порт», газодобывающей Якутской топливно-энергетической компании, федерального оператора связи «Сумма Телеком», а также «Первой горнорудной компании». Вагоны для участия в аукционе инвестгруппа может взять в управление.

В ходе аукциона итоговая цена может подняться «существенно выше 115,5 млрд рублей», говорит аналитик «Тройки Диалог» Михаил Ганелин. Стоимость актива будет колебаться в районе $6,5 млрд, считает аналитик «Газпромбанка» Алексей Астапов. Он сомневается в наличии большого числа «реальных претендентов» на актив. «На рынке немного компаний, которые смогли бы сразу приобрести такой крупный пакет», — говорит Астапов.